Онегин – герой своего времени
В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин дал образ той части образованной молодежи 20-х годов XIX века, которая, критически относясь к светскому обществу, вынуждена была жить – в нем. Одиночество, неприспособленность к жизни, неумение приложить свой ум, образование к общественно-полезному труду – вот что, характеризует Онегина. Именно за это Белинский назвал Онегина.”умной ненужностью”, “лишним человеком”., Онегин получил типичное для дворянского круга того времени воспитание и образование.
Учили его “всему шутя”,
Жизнь текла бесцельно и была “однообразна и пестра”.
Тем не менее, для своего круга Онегин был довольно образованным человеком. Он читал Адама Смита,
Онегина отличали от многих “мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум”. Естественно, такого человека не могла долго удовлетворять бесцельная и пустая жизнь света.
“Свободный, в цвете лучших лет”, Онегин разочаровывается в светской жизни и впадает в хандру: “ничего не трогало его, не замечал он никого”. Он пытается найти точку приложения своих сил, пытается читать, заниматься сочинительством, но “ничего не вышло из пера его”. У него ничего не вышло и не могло выйти, потому что Онегин всей своей предыдущей жизнью не подготовлен к труду: “труд упорный ему был тошен”. Онегин уезжает в деревню и становится полным хозяином “заводов, вод, лесов, земель”.
Он доволен, что “прежний путь переменил на что-нибудь”. В деревне он пытается заняться чем-то полезным, ввести что-то новое в жизнь крестьян: “Ярем он барщины старинной оброком легким заменил”. Но делалось это безо всякой цели, для того, “чтобы только время проводить”, и поэтому деятельность героя не приносит ему удовлетворения и остается незаконченной.
Соседи-помещики, окружающие Онегина, чужды ему по духу, ограниченны и заняты разговорами о “сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”. Жизнь его здесь наполнена той же скукой и сознанием своей бесполезности, что и в Петербурге.
Трагически складываются его отношения с Ленским. Пустая ссора с другом приводит к дуэли. В роковое утро перед поединком он явился “мячиком предрассуждений”, рабом светской условности. Именно отсюда и начинается ломка в его жизни, поспешное бегство из деревни, неприкаянное странствие по родной земле и все растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности: “Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не хилый я старик… Я молод, жизнь во мне крепка, чего мне ждать? Тоска, тоска!..” В такой душевной смуте и раскрывает в конце романа он душу перед Татьяной в письме к ней.
Онегин теперь совсем не похож на того столичного денди, который в глуши деревенского сада “поставил Татьяне двойку за поведение”! Он стал не только старше, ” но и богаче духовно, содержательнее, глубже, просто человечнее. В объяснении с Татьяной он говорит: “Желать обнять у вас колени. И, зарыдав у ваших ног, Излить мольбы, признанья, пени, Все, что выразить бы мог…” Этим открытым рыдающим признанием определен ответ на вопрос: “Уж не пародия ли он?”
Нет, Онегин не пародия, не случайное модное явление, а живая печальная судьба, обусловленная всем жизненным укладом дворянского общества. В конце романа Пушкин подтвердит итог жизни героя: “Дожил без цели, без трудов До двадцати шести годов. Томясь в бездействии досуга, Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел”. И тем более горьким представляется смысл всего романа.
Герой романа вовсе не “герой”, а только печальный пример, выхваченный поэтом из жизненной гущи.