“Она” анализ стихотворения Гумилева



История создания

Стихотворение “Она” было написано Гумилевым в 1912 г. и опубликовано в сборнике “Чужое небо” (1912). Ахматова, которая стала женой Гумилева в 1910 г., утверждала, что в тексте речь идет о ней. По легенде, Гумилев прислал ей стихотворение в письме, написанном в дальнем путешествии, как признание в любви, но ответа не получил.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – образец акмеистической интимной лирики Гумилева. Поэту удалось создать образ возлюбленной, не описывая ее внешность. Для Гумилева важен

внутренний мир, но он настолько конкретен, что женщина почти осязаема.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из пяти строф. Имя возлюбленной не вынесено в заголовок. Местоимение “она” позволяет проследить женское начало в союзе с лирическим героем, который называется местоимением “я”.

Стихотворение написано от первого лица. Она – это инь, необходимая часть целого – союза двух сердец. Имена героев в стихотворении неуместны.

Поэтому ошибочным будет анализ стихотворения только как отражения отношений Гумилева и Ахматовой.

В первых трех строфах раскрываются

черты характера и общий облик героини. Четвертая и пятая строфы говорят о сложности и противоречивости ее характера. Лирический герой превозносит ее, для него она почти богиня.

Тема стихотворения – восхищение женщиной, возлюбленной лирического героя. Основная мысль: только любовь делает человека счастливым. Состояние счастья дает возможность рассмотреть лучшие черты возлюбленной.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с утверждения, что лирический герой знает женщину, которой посвятил стихи. Глагол знаю здесь означает не факт знакомства, а, скорее, познание в библейском смысле: герой проникает в ее душу. Стихотворение и построено как проникновение в душу героини.

В тишине, где слова лишние, вызывают горькую усталость, возникает близко-близко лицо, на котором видны только расширенные зрачки. Через них-то, в их таинственном мерцанье (эпитет) герой видит душу, описанную во второй строфе: она тоже жадно открыта (метафора), но не для всего мира, а только медной музыке стиха (метафора и эпитет). Этот странный образ восходит к звучанию духовых инструментов, труб.

Речь идет о силе таланта, с которым женщина заявляет о себе.

Лирическому герою трудно понять, как открытая поэзии душа может быть одновременно высокомерна и глуха (метафоры) к чему-то другому. В этой антитезе намечается вопрос, проблема лирического героя. Возлюбленная высокомерна и глуха “пред жизнью дольней и отрадной” (эпитеты).

То есть возлюбленная не приемлет удовольствий земной, материальной жизни, которая дарит радость лирическому герою.

В третьей строфе точка зрения лирического героя снова меняется. Это не взгляд максимальной близости, как в первой строфе, и не отстраненные рассуждения о внутреннем мире, как во второй. В третьей строфе лирический герой смотрит на фигуру возлюбленной.

Как и в первой строфе, он выделяет ее способность не производить шума. Ее плавный шаг неслышный и неторопливый (эпитеты). Неожиданным становится окончание третьей строфы: “Нельзя назвать ее красивой”.

Так лирический герой подчеркивает, что его возлюбленная – земная женщина, что именно к любви обычной женщины он стремится, в ней все его счастье.

Стихотворение вполне могло бы окончиться третьей строфой. Но лирическому герою важно показать собственные взаимоотношения с возлюбленной. В четвертой строфе она предстает как мудрая наставница. Как и любой мужчина, лирический герой готов положить к ногам возлюбленной все свои победы, которыми он “смел и горд”, для нее он ломает стереотипы, жаждет своеволий.

Возможно, речь идет о поэзии. Гумилев, открывший в Ахматовой поэтический талант, был поражен его силой, многому учился у нее, отдавая должное “мудрой сладкой боли” (эпитет), которую она изливала в стихах.

Истома и бред героини, о которых упоминает лирический герой, свидетельствуют о нотках непонимания со стороны лирического героя, хотя и высоко ценящего талант женщины, но опасающегося ее непоследовательности и импульсивности. Говорят, именно эти качества в сочетании с холодностью привели к разрыву Гумилева и Ахматовой.

Последняя строфа изображает женщину в повседневной жизни: в часы томлений, во время сна. Героиня предстает перед читателем в облике, подобном божественному. Даже в часы томлений она остается светлой (эпитет), а в руке у нее молнии (метафора).

Женщина сочетает в себе образ грозный, поражающий, прямо Зевс в женском обличье, и свет, смирение, которое не затмевает даже томление.

Последние две строчки раскрывают самое сокровенное, что есть у человека, скрытое от посторонних – мир снов. Они входят в противоречие с истомой, бредом, томлениями женщины, потому что четкие (эпитет). По этому качеству Гумилев сравнивает их с тенями, которые ложатся на песок. А песок не простой, а “райский огненный” (метафорические эпитеты).

Наверное, такой песок Гумилев видел вдали от дома, скучая по возлюбленной.

Для создания возвышенного образа Гумилев использует старославянизмы: пред, дольняя, отрадная, своеволие, томление, жажду, истома.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Четкая форма, выверенная композиция – все передает мужскую точку зрения на женскую сущность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Она” анализ стихотворения Гумилева