Омар Хайям – непревзойденный мастер рубаи
Образ великого поэта Востока Омара Хайяма овеян легендами, биография – полна тайн и загадок. Его полное имя едва ли уместится в одну строку. Но еще больше граней у его таланта. Древний Восток знал Омара Хайяма в первую очередь как выдающегося ученого: математика, физика, астронома, философа.
В современном мире Омар Хайям известен более как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший, объединенных переводчиками в сборник “Рубайат”.
Рубаи – одна из самых сложных жанровых форм таджикско-персидской поэзии.
Хайям – непревзойденный мастер этого жанра. Его рубаи поражают меткостью наблюдений и глубиной постижения мира и души человека, яркостью образов, свежестью метафор, изяществом ритмичной и музыкальной формы.
Многие книги, написанные о человеке и его душе, могли бы, наверное, уместиться в четырех строках Хайяма:
Мы источник веселья – и скорби рудник.
Мы вместилище скверны – и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир – многолик.
Он ничтожен –
Читая рубаи Хайяма, мы слышим не только мудреца, но и бунтаря, борца за справедливость:
Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идет в кабалу из-за хлеба –
Мне плевать на твою справедливость, творец!
Поэт будто беседует с читателем. Он делится с ним своими открытиями и дает мудрые советы. Кажется, что на все случаи жизни у Хайяма найдется утешение:
Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!
Среди всех земных радостей Омар Хайям выделяет любовь как первооснову бытия:
Изначальней всего остального – любовь.
В песне юности первое слово – любовь.
О, несведущий в мире любви, горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь!
Трудно представить, что рубаи Омара Хайяма пришли к нам из средних веков. Их автор не похож на восточных мудрецов, постигших все премудрости Корана.
“Я – школяр в этом лучшем из лучших миров”, – писал о себе Хайям. Он действительно больше похож на вечного школьника или студента: остроумного, ироничного, влюбленного в жизнь и в человека. Его стихам более восьми веков. Но ни одно четверостишие не потеряло интереса для современников, не устарело ни одно его слово.
Потому что каждое из них – о человеке, о вечных проблемах бытия, о земных радостях и печалях, которые каждый из нас открывает для себя заново. Но только поэту, великому мастеру слова дано умение донести свои открытия людям.
Related posts:
- ОМАР ХАЙЯМ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ОМАР ХАЙЯМ (ОК. 1048-1122) Это имя и сегодня остается популярным. Великий поэт, философ, математик, Омар Хайям в зените своей славы был удостоен множества почетных титулов: “Царь философов”, “Доказательство Истины”, “Ученейший муж века”. Уже в двадцатипятилетием возрасте он написал трактат по алгебре, в тридцать один год – составил солнечный календарь, который и сегодня считается […]...
- Основные темы рубаи Омара Хайяма (План) Омар Хайям – выдающаяся личность средневекового Востока. (Омар Хайям – одаренный от природы человек, оставивший след во многих сферах человеческой деятельности: в математике, физике, астрономии, медицине, философии, литературе) Основные темы рубаи Омара Хайяма. Отличительные черты творчества Омара Хайяма. (Что такое рубаи. Философская глубина суждений и лаконичность поэтических форм, смелость высказывания, любовь к жизни и реалистичное […]...
- Тема сочинения Омар Хайям: поэзия и философия Из книг, из художественной литературы сквозь века к нам плывут реалии жизни – будто лучи, которые пробиваются сквозь воду, к нам поступают отдельные мысли о давней жизни, об эмоциях тех людей, об их стремлениях и радости. А временами совсем современное, такое близкое и понятное мы можем найти в старинных сочинениях. Самая жизнь Омара Хайяма уже […]...
- Омар Хайям (1048-после 1123). Биография Странным, кружным путем восходил на вершину мировой славы поэтический гений Омара Хайяма. Путь этот, порой терявшийся в дебрях безвестности, длился много столетий и таил в себе немало неожиданностей. При жизни Хайям был знаменит, главным образом, как ученый. Его успехи в области математики и астрономии просто поразительны: за 500 лет (!) до европейских математиков Хайям вывел […]...
- Омар Хайям биография Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури родился 18 мая 1048 года в Иране (Нишапур), умер 4 декабря 1122 года. Занимался поэзией, математикой, астрономией и философией. В литературе добился признания своими четверостишиями (“рубаи”), в алгебре построил классификацию кубических уравнений, плюс создал более точный, чем европейский, календарь. Родился Омар в семье палаточника. Его детство было тяжелым, […]...
- Творчество Омара Хайяма Омар Хайям – известный персидский поэт, философ, математик, астроном и астролог. Большой промежуток времени творчество Хайяма была забыто, вплоть до переводов его рубаев на другие языки. Рубаи поэта представляют в себе произведения с определенным миропониманием поэта. Для лучшего понимания мировоззрения следует отметить, что Омар Хайям исповедовал суфизм. Суфизм – это мистика аскетическая течение в исламе. […]...
- Основные темы рубаи Омара Хайяма Омар Хайям – выдающаяся личность средневекового Востока, один из известнейших ученых в свое время, философ, математик, астроном, полиглот и поэт. Всю мировую славу принесли ему небольшие четверостишия – рубаи. Они поражают философской глубиной и лаконичностью форм, смелостью мыслей и любовью к жизни. Четверостишия, соединенные в один сборник “Рубайят”, разнообразны по своей тематике. Здесь есть и […]...
- Биография Омара Хайяма Подготовка к ЕГЭ: Биография Омара Хайяма Биография Омара Хайяма. Омар Хайям (1048 -1131) родился в семье ремесленника, в городе Нишапуре на востоке Ирана. В одиннадцатом веке Нишапур – культурный центр Ирана, известный своими библиотеками и медресе, готовящими крупных чиновников для государственной службы. В одном из таких восточных университетов – Нишапурском медресе – учился и Омар. […]...
- Урок развития речи. Написание собственных рубаи Цель: Ознакомить с вариантами составления калиграмм к стихам О. Хайяма; провести подготовительную работу для написания ученических рубаи; предложить темы для стихов; развивать письменную связную речь, творческие способности; воспитывать стремление владеть художественным словом. Оборудование: Ученические калиграммы к стихам О. Хайяма; карточки с задачами. Мне напоминают человеческие сердца хрупкое и тоненькое сердце карандаша – Д. Павлычко. Ход […]...
- Человек – центр модели мироздания в лирике Омара Хайяма Эпиграф: Боюсь неправедно прожить на земле. Цель произведения ознакомить с образцами поэтического наследства Омара Хайяма, раскрыть неразрывную связь мировоззренческих позиций научный работника и художника с содержанием его стихов; показать весомый вклад Омара Хайяма у усовершенствование и подъем на вершинный уровень жанровой формы средневековой восточной поэзии рубаи; выяснить ведущие темы и идеи поэтического наследства Хайяма; исследовать […]...
- Раздумья о смысле человеческого бытия (по лирике О. Хайяма) (2) Омар Хайям – великий представитель литературы Востока, создатель одного из самых сложных жанров таджикско-персидской поэзии – рубай. Рубай – это оригинальные философско-лирические четверостишия, в которых три строки рифмуются между собой. Изначально они объединялись в тематические группы и исполнялись как куплеты одной песни, разделяемые паузой. Поэзия О. Хайяма отличается напевностью и ритмичностью, мастерски построенными поэтическими фразами, […]...
- Что такое человек (по лирике Омара Хайяма) Рубай Омара Хайяма – философско-лирические четверостишия известны не только на родине автора, но и во всем мире. Выдающийся ученый, он сумел перенести обширные и глубокие знания во многих областях науки в свою поэзию. Вполне естественно, что как ученого и поэта Омара Хайяма интересовал вопрос: что же из себя представляет человек и его жизнь? Этот мир […]...
- О творчестве Омара Хайяма Жанр рубаи был чрезвычайно популярен в восточной литературе, но именно Хайям придал ему художественно совершенную форму. Древние переписчики произвольно соединяли стихотворения Хайяма с четверостишиями других поэтов. Так произошла путаница, в результате которой ему было приписано около двух тысяч стихотворений. Но только за сотней из них специалисты твердо признали авторство Хайяма. Что же позволило ученым отделить […]...
- “Тайный” смысл стихотворений Омара Хайяма Далеко не каждый ценитель хайямовских стихов догадывается о том, что в них скрыт иносказательный смысл. Истолковать его не так-то просто: для этого нужно ориентироваться в культурных традициях средневекового Востока. Так, во времена Хайяма возникло религиозно-мистическое учение под названием суфизм, оказавшее огромное влияние на арабский мир. Его последователи, суфии, утверждали, что Бог присутствует во всем, но […]...
- ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ (по лирике О. Хайяма) ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ (по лирике О. Хайяма) Познало сердце и добро и зло, Мильярды солнц в себе оно несло. Но к совершенству – ни на волосок! Весь мир изведав, к цели не пришло. Абу Али Восточный мудрец и поэт Абу Али был учителем молодого Омара Хайяма, ставшего впоследствии выдающимся поэтом. Имя Хайяма зазвучало во всем […]...
- Восточная поэзия Омара Хайяма Настоящим открытием для меня в этом году стало знакомство с произведениями персидского ученого Омара Хайяма и азербайджанского мыслителя и поэта Низами Гянджеви. Открытием, так как в их творчестве отбивается особый менталитет восточных народов, особая духовность, особая атмосфера. Все это непривычно для нашего европеизированного сознания. Кроме того, всегда приятно расширить свое мировоззрение, свое знание о миру. […]...
- “Золотой век” персидско-таджикской поэзии (на примере изученных произведений Рудаки, Омара Хайяма, Гафиза) Х ст. считается началом “золотого века” персидско-таджикской поэзии. Расцвет этой литературы связан с возрождением давних культурных традиций народов, которые жили в Иране и Средней Азии. Еще в VII ст. под лозунгами ислама началось арабское завоевание этих территорий. Изучение Корана, и вдобавок только в оригинале, стало краеугольным камнем образования и воспитания для многих народов Востока, которые […]...
- РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (по лирике Омара Хайяма) РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (по лирике Омара Хайяма) Смысла жизни открыть не пытайся секрет, Не постигнешь всю мудрость за тысячу лет, Лучше рай сотвори на зеленой лужайке – На небесный надежды особенно нет. Омар Хайям Облик, творческий и жизненный путь великого поэта Омара Хайяма овеяны легендами и тайнами. Одни называют его певцом вина и земных […]...
- Вопросы и ответы к темам “Из китайской и персидской лирики” Какие мотивы общие для авторов персидской и китайской лирики? Общими можно назвать раздумья над сущностью человеческого бытия: проблему жизни и смерти, мотив непостижимости мира, текучести земной жизни человека, жизненных наслаждений как способ укротить горечь и тоску, которую ощущает душа. Персидские лирики часто обращаются к теме утраченной молодости, призывами жить настоящим, ценя каждый миг жизни. В […]...
- Сочинение по лирике О. Хайяма Восточный мудрец и поэт Абу Али был учителем молодого Омара Хайяма, ставшего впоследствии выдающимся поэтом. Имя Хайяма зазвучало во всем мире. Его стихи стали переводить на все языки и с восхищением читать и взрослые, и дети. А в его творчестве главной темой прошла тема, определенная его учителем, – тема познания мира человеком. Разгадке тайны мироздания […]...
- “Не смерть страшна, страшна бывает жизнь ненужная” (Оскар Хайям) Художественные образы, созданные Чеховым, с изумительной точностью запечатлели облик России конца девятнадцатого столетия. Герои рассказов – почти всегда люди самых распространенных профессий: учителя, чиновники, врачи… Жизнь их не наполнена из ряда вон выходящими событиями. Один день похож на другой, год сменяется следующим, но ничего нового в жизни не появляется. Чеховские рассказы коротки, но тем не […]...
- Сочинение на примере произведений Омара Хайяма и Низами Гянджеви Настоящим открытием для меня в этом году стало знакомство с произведениями персидского ученого Омара Хайяма и азербайджанского мыслителя и поэта Низами Гянджеви. Открытием, так как в их творчестве отбивается особый менталитет восточных народов, особая духовность, особая атмосфера. Все это непривычно для нашего европеизированного сознания. Кроме того, всегда приятно расширить свое мировоззрение, свое знание о мире. […]...
- Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем? (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” вот уже на протяжении почти века занимает сердца читателей и умы критиков. Сколько споров и открытий было сделано, сколько еще их предстоит сделать! Это произведение поставило так много интересных вопросов, и ответы на них, я думаю, еще не совсем найдены. Мне хотелось бы порассуждать, например, о том, почему Мастер получил […]...
- Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем? (по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Булгаковский роман, отразивший в себе высоту авторского взгляда, трудности времени и писательской судьбы, стал одной из основных глав в истории русской культуры. В романе “Мастер и Маргарита” совершилась победа искусства над прахом, над ужасом перед неизбежным концом, над краткостью человеческого существования, человеческого бытия. Победа будто бы иллюзорная, но бесконечно важная и утоляющая душу. Для автора […]...
- Почему “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова – это “роман в романе”? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) В “Мастере и Маргарите” М. А. Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре Иудеи развиваются трагические события, связанные с Иешуа Га-Ноцри, в образе которого воплощен библейский Иисус. Главы романа условно разделены на “московские” и “новозаветные”. Читатель время от времени переносится из недавнего прошлого […]...
- Сочинение на тему: “Мастер и Булгаков в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова” Создавая образ Мастера, Михаил Булгаков в какой-то степени рассказал эпизод из собственной жизни, вложив в своего героя некоторые собственные черты, собственные переживания. Мастер, как и его автор, жил, достаточно замкнуто, работал историком в музее, родился не в Москве. Как и Булгаков, Мастер чувствует одиночество в личной жизни и в своем литературном творчестве. Подобно своему герою, […]...
- Мастер в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический “Театральный роман” и роман “Жизнь господина де Мольера”, обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – “Мастер и Маргарита”. В романе царит счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость архитектурного замысла. Перед читателем […]...
- Характеристика героя Мастер, Мастер и Маргарита, Булгаков Мастер Мастер – безымянный герой романа “Мастер и Маргарита”, москвич, бывший историк, написавший роман о Понтии Пилате и последних днях жизни Иешуа Га-Ноцри, возлюбленный Маргариты. Мастер был высокообразованным человеком, знающим несколько иностранных языков. Когда ему посчастливилось выиграть крупную сумму в лотерею, он решил бросить все и заняться любимым делом. Тогда-то он и написал свой исторический […]...
- МАСТЕР И МАССОЛИТ. ДВЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Проблема творчества и творческой личности вставала перед писателями во все времена. Но особенно остро выразилось противостояние двух концепций в советское время, когда была воплощена в жизнь некрасовская формула: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Иными словами, над творчеством стояла политика, и литература подчинялась единому канону, так называемому соцзаказу. Но в любое время […]...
- Раскрыть смысл высказывания Горелова Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет (Гиа по русскому) Язык – это тонкий инструмент, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей, поэтому нельзя не согласиться с высказыванием И. Н. Горелова, так как в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия внутреннего мира человека. Чтобы доказать правильность высказанной мысли, обратимся к тексту притчи. В предложении 5 автор светлячка называет разговорным словом […]...
- А была ли это любовь? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) Многие люди на протяжении своей жизни стараются найти свою любовь. Но, к сожалению, этим озабочены не все и поэтому очень часто проходят мимо своей настоящей любви, принимая ее за мимолетное увлечение или привязанность. Это понятно, ведь у взрослого человека не всегда достаточно времени и сил, чтобы заниматься помимо всего поиском или перевоспитанием своей “половинки”. В […]...
- Мастер и МАССОЛИТ. Две концепции литературного творчества в произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Проблема творчества и творческой личности вставала перед писателями во все времена. Но особенно остро выразилось противостояние двух концепций в советское время, когда была воплощена в жизнь некрасовская формула: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Иными словами, над творчеством стояла политика, и литература подчинялась единому канону, так называемому соцзаказу. Но в любое время […]...
- Комическое и трагическое в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Нужно искать сердцевину, самое глубокое Средоточие человеческого в человеке. М. Булгаков Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение не только философское и фантастическое, но и сатирическое. Однако является ли писатель сатириком в чистом виде? Наверное, нет. Скорее всего, комическое, как и фантастическое, является лишь средством, позволяющим Булгакову точнее и полнее донести […]...
- Образ Воланда роль по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) Воланд – один из главных персонажей романа Булгакова “Мастер и Маргарита”, он является главенствующей силой в потустороннем мире. Это сатана, дьявол, автор называет его “князем тьмы”, “духом зла и повелителем теней”. Некоторые черты Воланда перекликаются с образом Мефистофеля из “Фауста” И. В. Гете. В поэме Гете даже встречается однажды имя Воланда, и именно оттуда оно […]...
- Характеристика Воланда анализ по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) Воланд – один из главных персонажей в романе А. М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Воланд является воплощением дьявола, который явился в “час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах”. Главной целью героя являлось желание справить в Москве “великий бал сатаны”. Намечающийся “бал” стал причиной ряда необычайных событий, которые доставили немало проблем местным жителям. Образ Воланда играл […]...
- Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема “настоящей, верной, вечной любви”? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) Сложно найти в русской литературе произведение, подобное булгаковскому “Мастеру и Маргарите”. Ни один роман не вызывает такую массу хорошей и дурной славы одновременно. Все писатели провозглашали приверженность любви. Настоящая любовь не может быть грязной, но она бывает запретной. Именно такую страсть показывает М. А. Булгаков в своем нашумевшем романе. Несмотря на развитие событий, читатель не […]...
- Идеальная любовь в романе “Мастер и Маргарита” С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну, распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и понесся вперед к цели – благо, она наметилась, а вернее сказать, открылась – словно звезда в разрыве туч. Путеводный ориентир, на который можно опереться, как на руку надежного провожатого. Наверное, ни у кого не вызывает […]...
- Мастер и его ученик в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” “Мастер и Маргарита” – нравственно-философский сатирический роман М. А. Булгакова о смысле жизни, творчестве и нравственных ценностях, о борьбе доброго и злого начала в людях, о человеческой смертности и о бессмертии и о любви. Два повествования, “роман в романе”, объединены одной идеей – поисками истины и борьбы за нее. Мастера озарил свет истины, и он […]...
- Любовь и творчество по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) Роман “Мастер и Маргарита”, безусловно, шедевр мировой культуры. Сомневаюсь, что найдется хоть один человек в современном мире, который, будучи в сознательном возрасте, не слышал об этом произведении. Сюжет фантастичен, но автор таким образом преподносит его, что невольно веришь в достоверность всего происходящего на страницах романа. В нем описываются некоторые исторические моменты, что придает сюжету истинности, […]...
- Добро и зло в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова Вероятно, каждый, кто читал “Мастера и Маргариту” М. А. Булгакова, называет этот роман если не любимым, то одним из самых любимых литературных произведений из всех когда-либо прочитанных. Эту книгу знают во всем мире, потому что это настоящий шедевр, истинное сокровище мировой литературы. Ни одно произведение не сравнится с ним по глубине затрагиваемых вопросов. Это и […]...