“Одной лишь думы власть…” (Очерк жизни и творчества М. Лермонтова). Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Тема: “Одной лишь думы власть…”

(очерк жизни и творчества М. Ю. Лермонтова)

Цель: – дать более полное представление о личности поэта;

– показать закономерность его трагической судьбы в царской России;

– добиться эмоционального восприятия стихов Лермонтова.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Оборудование: – портрет М. Лермонтова;

– музыка (классическая);

– эпиграф урока.

Представить себе нельзя,

До какой высоты этот человек

Поднялся

бы, если бы не

Погиб двадцати семи лет.

И. Бунин

… поэт русский в душе – в нем живет

Прошлое и настоящее русской жизни.

В. Г. Белинский

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя (на фоне музыки).

Звездная ночь… Она тихо накрывает собой землю, меняя все вокруг, придавая привычным предметам таинственные очертания. Высокий, бесконечный купол неба освещают миллионы звезд.

В такие мгновения особенно остро ощущаешь быстротечность своей жизни, ее бренность в сравнении с жизнью Вселенной. Действительно, что такое 60-80 лет в миллионах, которыми исчисляется

возраст Космоса? Что можно успеть за эти мелькающие, как секунды, годы?

Очень немного, если жить, плывя по течению, как все. Но можно жить и по-другому: сгорая ради веры и правды, будучи одержимым высокой целью, идя навстречу Вечности, ощущая свое родство с ней. Жить так, как жил Михаил Лермонтов.

Чтение стихотворения ” Выхожу один я на дорогу…”

26 лет было отпущено судьбою Лермонтову. 26 лет земной жизни – и тысячи лет в сердцах и памяти человеческой.

II. Сообщение темы, целей урока.

III. Изложение нового материала.

Эта встреча с Лермонтовым не первая в вашей жизни. Его имя знакомо и привычно для нас с детства.

– Какие произведения Лермонтова вы знаете? (“Бородино”, “Мцыри”, “Демон”, “Тучи”, “Прощай, немытая Россия”, “Песня про купца Калашникова”, “Беглец”).

1.Преемник Пушкина

Мы привыкли и к тому, что имя Лермонтова всегда ставят

Рядом с именем Пушкина, называя его учеником, продолжателем великого поэта. Но это не совсем так. О Блоке, Маяковском, Цветаевой, Ахматовой тоже можно сказать, что они ученики и продолжатели Пушкина, хотя бы потому, что жили и писали позже.

Нет, Лермонтов был слишком яркой индивидуальностью, чтобы идти за кем-то след в след, даже за Пушкиным. Пушкин – весь гармония: сквозь следы у него светится улыбка. Лермонтов не знает и не ищет примирения.

Он весь во власти жажды свободы, его сжигает внутренний огонь, в котором каждый атом души становится поэзией. Он открыл в русской словесности множество новых возможностей; в его поэзии теряется грань между словом и музыкой, его описания природы сродни живописи.

Да, природа щедро одарила своего избранника, наградив его даром музыканта, поэта, живописца, но, увы, не дав насладиться этим даром.

2. Детство

А начиналось все обычно: в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве у отставного пехотного капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой, родился сын Михаил.

Когда младенцу было полгода, родители переехали в родовое имение бабушки Миши – Тарханы.

Здесь, на северо-западе Псковской губернии, в прекрасном уголке России, среди мягких зеленых холмов, цветущих лугов, кудрявых березовых рощиц прошло детство поэта, здесь он открыл для себя мир природы.

Здесь, когда Мише не было 3х лет, умерла его мать (в 21 год), отсюда навсегда уехал отец, оскорбленный бабушкой Лермонтова. (Решительный характер бабушки, урожденной Столыпиной. Она не отдавала внука, пригрозив иначе лишить его наследства). Отец, будучи бедным человеком, вынужден был согласиться.

Мальчик не понял всей горечи этой разлуки. Может быть, лишь среди ночи проснулся, вскрикнув, стал звать отца: “Папенька! Где мой папенька?” Нянька подхватила его на руки, стала успокаивать, не смея сказать то единственное, что могло бы утешить ребенка, что отец его отлучился ненадолго, вернется поутру, и все станет в доме по-хорошему.

В Тарханах Миша впервые стал задумываться, почему перед ним в низком поклоне стоят дворовые люди, почему они, такие же люди, его рабы, а он их господин?

В 15 лет он написал:

Чтение стихотворения “Жалобы турка”

Стихотворение называется “Жалобы турка”. Но о чем идет речь?

(юный поэт имеет в виду царскую Россию)

Здесь он слышал рассказы о Бородинской битве, о пугачевском

Восстании, сюда приезжал отдохнуть душой, навестить любимую

Бабушку.

Сюда, в Тарханы, привезли и гроб с телом поэта. Здесь, в маленькой

Часовне, в семейном склепе, освященный желтыми язычками пламени

Двадцати шести свечей, он покоится и сегодня.

3.Учеба в Москве и Петербурге.

Когда мысленно оглядываешь короткую жизнь Лермонтова, удивляешься, как многое он сумел разглядеть и осмыслить в российской

Действительности. Он хорошо знал крепостную деревню, учился в Московском университетском пансионе ( с 1828 г. по 1830), где и начал писать (“марать стихи”).

В Московском университете (вместе с Герценым) – в 1831-1832 гг.

1830 год – год “открытия” Байрона (родственные связи) – шотландская ветвь древнего рода Лермонтов.

Чтение стихотворения “Нет, я не Байрон”

4. Начало творчества

В 1832 г. Все определилось: Лермонтов ощущает в себе силы необъятные и потребность действовать.

С 1832года – в Петербурге, но, не будучи принятым в Петербургский университет, поступает для продолжения образования в двухгодичную школу юнкеров.

1834 год, декабрь – произведен в корнеты. Бабушка заказала портрет внука ( о портретах Лермонтова и автопортрете).

Служба в гусарском полку в Царском Селе.

Любовь к Варваре Александровне Лопухиной ( в замужестве Бахметовой).

1836 год – драма “Маскарад” .

5. Внезапная слава

Но вот грянул январь 1837 г. И в городе на Неве, застывшем от горя, от сознания невосполнимой утраты, которой стала смерть Пушкина, прозвуча-

Ли гневные строки Лермонтова.

Чтение стихотворения “Смерть поэты” (отрывок)

Через 7 дней – дополнение (последние 16 строк).

– Почему эти строки вызвали недовольство царя?

(ответы учащихся)

В результате – ссылка на Кавказ, лето 1837г – февраль 1838.

6. Кавказ в жизни поэта.

Лермонтов – воин, проявивший талант стратега и тактика во многих военных операциях, за что неоднократно представлялся к наградам, но всякий раз его фамилия вычеркивалась из наградных списков в Петер – бурге.

1838 г. – первые главы романа “Герой нашего времени”, “Песня про купца Калашникова”, поэма “Демон”.

Июнь 1838г. – последняя встреча с Варварой Лопухиной – Бахметовой в Царском Селе ( под впечатлением от этой встречи поэт написал перевод Гейне “Они любили друг друга”).

Чтение стихотворения ” Они любили друг друга”.

1839г.- поэма “Мцыри”.

7. 1839 год – время триумфа.

Вообще 39 год – год триумфа Лермонтова: ” Дума”, “Поэт”, “Русалка”, ” Три пальмы”, главы “Героя нашего времени”.Он популярен, ему открыты двери всех салонов. В Москве приглашен к Гоголю на именины (читал по просьбе Гоголя “Мцыри”).

1840 год – “Тамань” (последняя из глав).

Дуэль с де Барантом (вступился за честь Марии Щербатовой), что по-служило поводом для очередной ссылки на Кавказ.

8. Вторая ссылка

Ссылка на Кавказ – 1840 год. Прощание в доме Карамзиных (предчувствие смерти).

Чтение стихотворения “Тучи”

– Что роднит тучи и поэта?

– А что отличает?

Участие в военных действиях (стихотворение “Валерик”).

Последний отпуск на 3 месяца – весна 1841 года. Поэт подает

Прошение об отставке, но получает отказ и вынужден возвра-

Щаться в полк.

13 июля 1841 года в Пятигорске происходит столкновение Лер-

Монтова с Мартыновым, знакомым ему еще по юнкерской школе.

( Мартынов служил в одном полку с Дантесом, убийцей А. Пушкина).

9. Дуэль и смерть

15 июля – дуэль в 4 км. от Пятигорска, у подножия горы Машук.

Когда-то в юности Лермонтов писал:

Кровавая меня могила ждет,

Могила без молитв и без креста.

И вот предсказание сбылось ( 17.07 поэт был похоронен на пятигорс-

Ком кладбище без песнопения).

В апреле 1842 года Елизавета Алексеевна перевезла прах внука в Тарханы.

(на фоне музыки)

Да, мало было отпущено ему земной жизни, и всего 4 года – жизни поэтической! Но за это время он успел выполнить свое предназначение – отразить жизнь и проблемы всего поколения русского общества середины XIX века.

Чтение стихотворения Якова Козловского.

III. Итоги урока.

– Какая черта Лермонтова, по – вашему, главная? Каким вы представляете себе поэта?

(ответы учащихся)

VI. Домашнее задание.

Конспект урока, прочитать Роман “Герой нашего времени”, взять на урок сборник лирики Лермонтова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Одной лишь думы власть…” (Очерк жизни и творчества М. Лермонтова). Урок литературы в 9 классе