Ода Вольность (Пушкин А. С.)

Полно и четко взгляды Пушкина” выразились в его оде “Вольность”, написанной вскоре по выходе из лицея, в том же 1817 году.

Уже самое название оды указывает, что Пушкин взял за образец одноименное стихотворение Радищева. В варианте одной строки “Памятника” Пушкин подчеркивает связь своей оды с одой Радищева.

Пушкин, как и Радищев, прославляет вольность, политическую свободу. Оба они указывают на исторические примеры торжества вольности (Радищев – на английскую революцию XVII века, Пушкин – на французскую революцию 1789 года).

Вслед

за Радищевым Пушкин считает, что равный для всех закон – залог обеспечения политической свободы в стране.

Но ода Радищева – призыв к народной революции, к ниспровержению царской власти вообще, а ода Пушкина направлена только против “тиранов”, ставящих себя выше закона. Пушкин выражал в своей оде взгляды ранних декабристов, под влиянием которых он находился.

Однако сила пушкинского стиха, художественное мастерство поэта придавала оде более революционное звучание. Передовой молодежью она воспринималась как призыв

к революции. Так, например, знаменитый русский хирург Пирогов, вспоминая о днях своей юности, рассказывает следующий факт.

Один из его товарищей-студентов, как-то заговорив о политических взглядах Пушкина, отразившихся в оде “Вольность”, сказал: “По-нашему не так: революция, так революция, как французская – с гильотиной” Тогда другой гневно воскликнул: “Кто так из вас смеет говорить о Пушкине? Слушайте!” – и прочитал стихи:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты богу на земле

Не менее революционно звучали для читателей и заключительные строки второй строфы:

Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!

Свое стихотворение Пушкин, по примеру Радищева, облек в форму оды. Начинается ода с обращения к грозной для царей музе – гордой певице свободы, тут же указывается тема: “Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок”. Далее следует изложение основного положения: для блага народов необходимо сочетание мощных законов с вольностью святой. Затем это положение иллюстрируется историческими примерами (Людовик XVI, Павел I).

Заканчивается ода, как обычно,- обращением к царю извлечь урок из сказанного.

Стройность композиции помогает следить за движением мыслей и чувств поэта. В соответствии с содержанием оды находятся и словесные средства его выражения.

Речь поэта, приподнятая, взволнованная, отражает разнообразные его чувства: пламенное желание свободы (I строфа), негодование прогни тиранов (II строфа), скорбь гражданина при виде царящего беззакония (III строфа) и т. д. Поэт находит точные н вместе с тем образные слова для выражения волнующих его мыслей и чувств. Так, музу политической оды он называет “грозой царей”, “свободы гордою певицей”, которая “гимны смелые” внушает.

Ода “Вольность” оказала большое революционизирующее влияние на современников Пушкина, она служила декабристам в их революционной агитации.

Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит и в стихотворении “К Чаадаеву”. Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому-то стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Ода Вольность (Пушкин А. С.)