Очерк о литературном творчестве Джеймса Олдриджа
Джеймс Олдридж, английский писатель и общественный деятель, родился 10 ноября 1918 года в городе Уайт-Хилс в австралийском штате Виктория. Учился в мельбурнском коммерческом колледже, а со временем – в Лондонском университете. В 1938 переехал в Англию. Работа журналиста и военного корреспондента, который побывал на многих фронтах Второй мировой войны, стала для Олдриджа школой жизненного опыта и мастерства.
Его художественные репортажи (“Песня о Кавказе”, 1942) и романы (“Дело чести”, 1942, “Морской орел”, 1944), цикл новелл (книга
Писатель живо откликается на актуальные проблемы времени, борется за мир и улучшение международных отношений (роман “Дипломат”, 1949; Золотая медаль Мира, 1953), выступает как художник в поддержку национально-освободительной борьбы угнетенных народов (“Герои пустынных горизонтов”, 1954; “Не хочу, чтобы он умирал”, 1957; “Последний изгнанник”, 1961). Писателя привлекает тема человека, который в драматических обстоятельствах побеждает отчаяние (“Охотник”, 1950).
О разнообразии
В первом романе Джеймса Олдриджа “Дело чести” действие происходит в Греции, героем его является английский летчик. Темой произведения стала борьба народа против фашистской оккупации. Антифашистскому сопротивлению посвящен и второй роман писателя “Морской орел”, действие которого происходит на Крите.
Третья книга писателя об антифашистском сопротивлении имеет название “О многих людях”. В романе Дж. Олдриджа “Дипломат” (1949 p.), который является одним из наиболее зрелых и завершенных его романов, показана острая дипломатическая борьба в высших эшелонах власти в начале “холодной войны”.
Роман 1960 года “Охотник” рассказывает о нелегкой борьбе за жизнь и счастье канадского охотника Роя Макнейра. Романы границы 50 – 60-х годов (“Герои пустынных горизонтов”, “Не хочу, чтобы он умирал”, “Последний изгнанник”) посвящены борьбе арабских народов за независимость и справедливое социальное устройство.
В романах 60-х годов “Пленник чужой страны” и “Большая игра”, которые образовали своеобразную дилогию, писатель поднимает проблему отношений Англии и России. В эти годы он старается также раскрыть тему отношений Европы и Америки в романах “Последний взгляд” и “Прощай, Америка”. Важной темой в творчестве Джеймса Олдриджа является тема детства и юности. Эту тему раскрывают наилучшие романы, повести и рассказы последнего тридцатилетия.
К ним принадлежат повести “Мой брат Том. История одной любви”, “Удивительная история Лили Стьюбек” и “Настоящая история МакФи”, “Удивительный монгол”, новеллы “Мальчик с лесного берега”, “Победа мальчика с лесного берега”.
“Последний дюйм”. Одним из известнейших произведений Дж. Олдриджа, который был экранизирован в 1959 году, является новелла “Последний дюйм”.
Это произведение привлекает читательское внимание не столько необыкновенными обстоятельствами сюжета, сколько своим внутренним драматизмом. “В моих книгах главная тема всегда одна и та же – выбор, – писал как-то Олдридж. – Выбор пути, выбор действия, выбор мировоззрения”. Эту тему автор раскрывает и в упомянутом произведении. Новелла поднимает проблему взаимопонимания между людьми, проблему взаимоотношений родителей и детей и развития человеческого характера в сложной ситуации.
Сюжет произведения простой.
Двое людей – отец (летчик Вен) и сын (десятилетний Деви) – попадают в экстремальную ситуацию. В начале произведения, когда герои летят вдвоем к Акульей бухте, каждый из них живет своей жизнью, у них нет никаких общих чувств, интересов, они полностью равнодушны по отношению друг к другу. Вен в свои сорок три года “остался ни с чем, если не принимать во внимание равнодушную жену, которой он был не нужен, и десятилетнего сына… чужого им обоим”.
А Деви изображен “одиноким и неприкаянным”, несчастным из-за того, что в свои десять лет он понимает: “мать им не интересуется, а отец – чужой человек, резкий и молчаливый”. Ближайшие, казалось бы, люди не знают ничего друг о друге и не стараются сблизиться.
И лишь в тяжелом положении, когда во время подводных съемок на Вена напала акула и их спасение зависит лишь от смелости и выносливости Деви, отец старается понять сына. И мальчик справился с задачей, смог управлять самолетом и переправить их обоих к безопасному месту. Когда от него зависит собственная и отцовская жизни, Деви оказывается мужественным, сосредоточенным, ответственным, способным самостоятельно справляться со сложными ситуациями.
Характер Деви изменяется с развитием сюжета, раскрывается полнее.
Мальчик на наших глазах становится более решительным, твердым, мужественным, уверенным в себе. Вен хватается за тонкую ниточку понимания сына, надеясь развить ее в тесную связь. А сын, который неожиданно раскрылся в неординарной ситуации, после того снова стал скромным и тихим.
Преодолевая испытание, изменяется отец, он воспринимает сына совсем иначе. И постепенно недоверие Деви к отцу уменьшается до “последнего дюйма”. Итак, “последний дюйм” в названии, если брать во внимание проблематику произведения, – это расстояние, которое разделяет отца и сына, расстояние к их пониманию друг друга.
Писатель раскрывает перед нами весь путь, который пришлось пройти отцу и сыну, когда они оказались в трудной ситуации. Но главное – путь, который они прошли навстречу друг другу – это путь к взаимопониманию и дружбе. В опасных условиях раскрываются характеры героев: они смогли забыть о второстепенном, ощущая огромную ответственность за жизнь и судьбу близкого человека.