Цель: определить основные источники личности писателя и его таланта как основа для написания автобиографического произведения; совершенствовать умение учеников относительно анализа художественного произведения; развивать критическое мышление учеников; воспитывать духовные ценности личности.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет А. П. Довженко, репродукции к киноповести, опорные схемы, электронное пособие «Книга вслух».
Ход урока.
1. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учеников (форма работы — сенкан).
Опираясь на содержание киноповести «Очарованная Десна», попробуйте выделить главное и оформить его в форме сенкана, подобрав опорные слова.
Детство
Счастливое беззаботное
Познание проклятия привередливость
Неповторимые человеческой жизни
Прекрасная пора
III. Мотивация учебной деятельности.
1. Беседа с классом. С чем у вас ассоциируется детство? Создайте ассоциативное гроно.
Д Е Т С Т В О
2. Вывод относительно данного вида работы.
А каким было детство у главного персонажа произведения «Очарованная Десна», самого автора А. П. Довженко?
IV. Сообщение темы и проектирование цели урока учениками, учителем.
V. Этап усвоения знаний.
1. Задача ученикам.
Охарактеризуйте образ Саши и презентуйте его аудитории.
2. Самостоятельная работа учеников.
Создавая характеристики персонажа, ученики работают с текстом произведения и создают информативное гроно.
3. Презентация образа Саши учениками.
5. Самостоятельная работа учеников.
Ученики делятся впечатлениями от восприятия прочитанного произведения. Одни придерживаются мысли, что первоочередное место в жизни Саши занимает отец Петр Семенович, другие — дед Семен, прадед Тарас. Ученики имеют возможность подискутировать, прибегая к форме работы «методика взаимных вопросов» по технологии критического мышления.
VI. Этап закрепления знаний учеников.
1. Дискуссия по поводу проблемного вопроса.
Согласны ли вы с мыслью, что «Жизнь — одно из наибольших и величайших из всех мыслимых благ?».
Ученикам предлагается такой вид работы, как «сетка Элвермана». Они пользуются во время работы таблицей:
Да | Проблема | Нет |
В двух колонках «Да» и «Нет» ученики отмечают аргументы, которые одобрительно или отрицательно отвечают на проблему, используя содержание произведения, и каждый из них делает свой вывод, четко аргументирует свою позицию во время дискуссии.
2. Подведение итогов работы в форме ассоциативного гроно
Жизнь
Это красота Это мечта Это игра Это удача Это тайна
3. Самостоятельная работа учеников. Задача творческого характера:
форма работы — «литературные письма».
Напишите творческую миниатюру в форме письма к одному из персонажей произведения или автора.
Выборочная проверка данного вида работы. Взаимное оценивание.
VII. Подведение итогов урока. Оценивание учеников.
VIII. Оценивание деятельности учеников.
IX. Домашняя задача.
Прочитать киноповесть «Украина в огне». Во время ознакомления с содержанием произведения практикуйте такую форму работы, как «вопрос к автору».
- Тарас Шевченко. Рассказ о детстве поэта (отрывок из повести С. Васильченко «Широкий путь») Цель: закрепить знание биографии Т. Г. Шевченко; углубить понимание важности детства для развития человека; научить учеников выразительно читать и комментировать; развивать наблюдательность, образное мышление; формировать умение анализировать прочитанное и строить заключения; стимулировать учеников к самообразованию; воспитывать почет к знаменитому Кобзарю, любовь к родной земле, к родителям. Цель: ученики должны знать: круг проблем, которые должны быть ... Читать далее...
- Счастлив я, что родился на твоем берегу. «Очарованная Десна» Иду по цветущему родному краю, где буйный май раскрывает свой праздник. Одев нежно-изумрудную одежду, весело шепчутся с ветром родные тополя. Вон калина гордится своей необычной красой. А над рекой распевают неугомонные соловьи. Это моя Украина — родная, священная земля моих дедов и прадедов. Здесь родилось и выросло немало поколений, которые никогда не смогут забыть ослепительной ... Читать далее...
- Моральная красота человека в киноповести «Очарованная Десна» Замечательный мир «Очарованной Десны». А. Довженко не может, на мой взгляд, никого оставить равнодушным. В этом мире не только природа привлекает своей красотой, а и духовное богатство и высокая мораль людей вызывает восхищение. Поэтому, когда читаешь эту повесть, кажется, что и сам становишься лучше, и так хочется, чтобы изменился этот жестокий мир — ведь рядом ... Читать далее...
- Моральная красота и духовное величие человека в киноповести «Очарованная Десна» Гений начинается сызмала. Так или иначе, обнаруживает он себя смолоду — исключительной любознательностью, разительным отличием от других детей. Каждому ли ребенку придет в голову искать железные столбы, которые якобы подпирают небо, как шестилетний Тарас Шевченко? Не эта ли любознательность привела его потом, уже взрослого, к чему-то более важному и реальному, к поиску правды и справедливости. ... Читать далее...
- Духовное величие человека в повести «Очарованная Десна» Наверное, природа вложила у Александра Довженко еще сызмала столько оптимизма, что он видел в мире только неповторимую красоту, а все безобразное, плохо отбрасывал от себя. Детство его проходило среди «неурядицы, плача, тьмы и сожаления», тяжелой работы родных, постоянных нужд. Но мальчик умел находить простую жизненную радость, радоваться им и самой жизни. Большим лакомством Сашке казались ... Читать далее...
- Величие человека в киноповести А. Довженко «Очарованная Десна» А. Довженко, одаренный талантом «пылать в огне своих страстей», вознамерился открыть миру свою Украину, ее народ в величии души и бессмертии своей родословной, своей исторической жизни. В своей киноповести «Очарованная Десна» он заявляет: «Я сын своего времени и весь принадлежу современникам своим». Поэтому и не удивительно, что его произведение стало настоящим гимном красоте человеческих сердец, ... Читать далее...
- Саша — главный герой киноповести «Очарованная Десна» Обогащенный немалым жизненным и творческим опытом, шестидесятилетний писатель показывает жизнь дореволюционного украинского села и его людей так, как их воспринимал когда-то маленький Саша. Довженко будто смотрит на них глазами наивного мальчика, характеризует и оценивает их, выражает эстетичное отношение к ним с позиции умного ребенка. Тем не менее, писатель, человек старшего возраста, видит не только то, ... Читать далее...
- Волшебный мир родной земли (по повести А. Довженко «Очарованная Десна») «Очарованная Десна» Александра Довженко — произведение, которое волнует и, как говорят, берет за душу своей чистотой, нежными и яркими красками детства, переменчивой и прекрасной природой, красотой самой жизни человеческого. Эта повесть почти во всем автобиографична. Писатель изображает собственное детство. Как прекрасно, как ярко описывает он его, как по-детски звучат слова малого Сашка! В действительности, в ... Читать далее...
- Красота человека и природы в киноповести «Очарованная Десна» Когда я в детстве проходила мимо киностудию имени А. Довженко, меня всегда поражал ее большой фруктовый сад. Особенно весной, когда яблони и груши цвели, и сад превращался в большое бледно-молочное душистое море, как будто зима возвратилась в город и снежной вьюгой лепестков пленила его. Как-то я спросила отца: «Откуда взялось здесь такое чудо?» И услышала ... Читать далее...
- Проблемный подход к изучению киноповести «Очарованная Десна» О. Довженко — кинорежиссер с мировым именем, лауреат Ленинской премии. Он был большим сыном своего народа, пылким патриотом родной земли. Через всю жизнь пронес он горячую любовь к краю, где родился, к волшебной реке Десне. Поэтому один из наилучших своих произведений назвал «Очарованная Десна». Эта повесть — гимн земле и людям, которые воспитывали его, научили ... Читать далее...
- Пересказ романа Довженко «Очарованная Десна» — Глава третья Много было разных грехов и много кар, но никто их почему-то как будто и не боялся. Сначала я просто ужасался этой картины, а затем медленно привык, как солдат на войне привыкает к грому пушек. В нашей семье почти все были грешны: достатки небольшие, сердца горячи, работы и всякого неустройства тьма, а здесь еще и фамильная ... Читать далее...
- Пересказ романа Довженко «Очарованная Десна» — Эпилог Погибло и исчезло совсем с лица земли мое село не от воды, а от огня. И тоже весной. Через полвека. В огне то село сгорело за помощь партизанам, и люди, кто не был убит, бросались в воду, охваченные пламенем. Сгорела церковь, переполненная кричащими людьми. Высокое пламя полыхало ночью, трещало, взрывалось глухими взрывами, и тогда большие ... Читать далее...
- Пересказ романа Довженко «Очарованная Десна» — Пролог До чего же красиво и весело было в нашем огороде! Вот как выйти из сеней и посмотри вокруг — совершенно все зеленое и буйное. А сад было как зацветет весной! А что делалось в начале лета — огурцы цветут, тыквы цветут, картофель цветет. Цветет малина, смородина, табак, фасоль. А подсолнух, а мака, свекла, лебеда, укроп, ... Читать далее...
- Пересказ романа Довженко «Очарованная Десна» — Глава четвертая Улица была пуста. Все взрослые работали в поле. Только около магазина, на крыльце, как раз против колодезного журавля, сидел в черном сюртуке лавочник Масий, очень похожий на ласточку. Но перед Масием я не хотел снимать дедову шапку. Дед говорил, что у Масия не было души, а только сама пара, потому он и обмишуливал всех, кто ... Читать далее...
- Пересказ романа Довженко «Очарованная Десна» — Глава вторая Погуляв вокруг пчел и накушавшись огуречных бутонов, натолкнулся я на морковь. Более всего почему-то любил я морковь. Она росла у нас ровными кудрявыми строками везде между огурцов. Я оглянулся, не смотрит ли кто. Никто не видел. Вокруг только дремучий табак, мак и кукурузные тополя и подсолнухи. Чистое полуденное небо, и тихо-тихо, словно все заснуло. Одни ... Читать далее...
- Пересказ романа Довженко «Очарованная Десна» — Глава седьмая В исполнение вечного закона жизни, склонив седую голову, шапку сняв и освящая мысли молчанием возвращаю я прибит печалью своей к нему, пусть сам продиктует мне свое завещание. Вот он стоит передо мной далеко на киевских горах. Прекрасное лицо его посиневло от немецких побоев. Руки и ноги вспухли, и тоска залила ему глаза слезами, и голос ... Читать далее...
- Пересказ романа Довженко «Очарованная Десна» — Глава пятая Картины плывут, несутся воды Дунаем, Десной, весенняя вода на Десне, Дунае. Тучи по небу плывут прихотливо и свободно и, плывя в пространствах голубых, совершают битвы и соревнования в таком числе, что когда бы одну тысячную судьбу суждено было укротить и поставить в ясный книжный или картинный ряд, недаром жил бы я в мире и отягчал ... Читать далее...
- Рассказ Милорада Павлина «Дамаскин». «Виртуальный историзм» как характерный признак творчества писателя Ход урока I. Мотивация учебной деятельности учеников Учитель — Чего ты хочешь? — Книжку. Такой диалог ведут герои одного из произведений К. Рансмайра. Как хочется, чтобы такие слова звучали как можно чаще из уст молодежи, школьников. Ведь хорошая книга — это и утешение, и совет, а относительно произведений постмодернизма — еще и интеллектуальная разминка, тест ... Читать далее...
- Жизненный и творческий путь австрийского писателя Франца Кафки Рассказ «Перевоплощение» Цель : ознакомить с основными тенденциями развития европейской модернистской прозы первой половины ХХ ст.; жизненным и творческим путем Ф. Кафки; сюжетом, тематикой и проблематикой рассказа «Перевоплощение»; развивать творчество, навыки определения черт личности, наблюдению за художественным текстом; оказывать содействие воспитанию наилучших моральных качеств. Оборудование : портрет писателя, издание его произведений, иллюстрации к биографии. Тип урока: изучение ... Читать далее...
- Конспект урока «Генетическая связь неорганических соединений» 8 Класс Тема урока: Генетическая связь неорганических соединений. Цель урока: дать понятие о генетической связи неорганических соединений. Задачи урока: Научить составлять схемы генетических соединений Продолжить формирование навыков по составлению уравнений химических реакций. Развивать познавательный интерес к предмету. Оборудование: интерактивная доска, ПК Ход урока. Основные этапы урока Вид работы 1. Повторение основных классов неорганических соединений. Оксиды Фронтальный опрос ... Читать далее...
- Конспект урока на тему «ФОРМУЛЫ ДВОЙНОГО АРГУМЕНТА» Пилипенко Галина Николаевна ГОУ Лицей № 1589, г. Москва Тема урока: ФОРМУЛЫ ДВОЙНОГО АРГУМЕНТА. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цели урока: На основе полученных ранее знаний, вывести формулы для вычисления Sin 2 X, Cos 2 X, Tg 2 X, показать их применение, развить умение использовать эти формулы в тригонометрических преобразованиях. Ход урока: 1.Организационный этап. ... Читать далее...
- Тематическое оценивание. «Мир природы. Красота родного края в поэзии» Цель: систематизировать и обобщить изученный материал по данной теме; презентовать творческие работы; развивать монологическую и диалогическую речи; закреплять умение доказывать собственную мысль, работать в коллективе; воспитывать самоуважение и взаимоответственность. Цель: ученики должны знать: собственный уровень усвоения изученного; ученики должны уметь: делать обобщения, выполнять тестовые задачи разных уровней, определять роль изученного для собственного развития, оценивать достижения, ... Читать далее...
- Конфликт писателя с властью (рассказ «Усомнившийся Макар») В 1929 г. в журнале «Октябрь» был опубликован рассказ Платонова «Усомнившийся Макар». Его герой Макар Ганушкин приезжает в Москву, чтобы увидеть «центр государства». Там ему снится гора, на которой стоит «научный человек», думающий «лишь о целостном масштабе, но не о частном Макаре»: «Лицо ученейшего человека было освещено заревом дальней массовой жизни, что расстилалась под ним ... Читать далее...
- Творческий путь писателя Милорада Павлина. Воплощение в рассказе «Дамаскин» признаков постмодернизма Цель : ознакомить учеников с жизнью и творчеством писателя, раскрыть особенности его постмодернистского произведения; развивать навыки работы с электронной книгой; умение анализировать произведения постмодернизма, «расшифровать» их; расширять кругозор учеников; воспитывать уважение к литературе, эстетичный вкус. Оборудование : портрет писателя, тексты произведений, иллюстрации к ним. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока I. Мотивация учебной деятельности ... Читать далее...
- Исторический колорит и романтика приключений в произведении «Айвенго» Цель: обобщить и систематизировать изученное о романе В. Скотта «Айвенго», повторить теоретические понятия «исторический роман», «панорама средневековой Англии»; развивать творческие навыки, поощрять стремление учеников к активной познавательной деятельности; воспитывать интерес к изучению литературы, формировать творческого читателя. Ожидаемые результаты урока: после этого урока ученики смогут приводить примеры изображения панорамы жизни средневековой Англии в романе, обобщать материал ... Читать далее...
- Конспект урока «Окружность» 7 класс Конспект урока Учитель: Доброумова Ольга Викторовна Класс: 7 Предмет: Геометрия Тема: Окружность УМК : Л. С. Атанасян и др. Использование технологий Деятельностного типа: Продуктивное чтение (овладения приемами освоения продуктивного чтения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения) Тип урока : урок обобщения ранее известных данных Цель урока : обобщить знания учащихся по ... Читать далее...
- Рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник» Предлагаю рассмотреть рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник». Как и многие другие произведения русской литературы этот рассказ посвящен волшебному, высокому чувству — любви, которая возникала между двумя молодыми людьми. Начинается произведение с момента, когда отношения влюбленных уже продолжаются долгое время, но описывая начало этих отношений, автор уделяет внимание даже мельчайшим подробностям. Бунин ... Читать далее...
- Мои впечатления о детстве Недавно я прочитал повесть Л. Н. Толстого «Детство». Автор рассказывает о детстве Николеньки Иртеньева. Меня поразили внутренние монологи героя, из которых видно, как формировался его характер и взгляды на людей, на себя, на жизнь. Меня это подтолкнуло к размышлениям о своем детстве. Детство — самая счастливая и светлая пора в жизни. Первый луч солнца, первый ... Читать далее...
- Работа над произведением «Мой любимый герой романа» (по роману «Айвенго») Цель: Развитие связной речи учеников; проверка знаний, усовершенствование навыков работы над произведением по плану; воспитание культуры письменной речи. Оборудование: Иллюстрации к роману. Ход урока. I. Актуализация опорных знаний учеников. Чтение и обсуждение планов к образам леди Ровены и Ребекки. Приблизительные планы. (Предлагается прочитать в классе планы-образцы, а тем ученикам, которые будут писать об этих персонажах, ... Читать далее...
- Деятельность А. Н. Толстого писателя в период ВОВ (цикл «Рассказы Ивана Сударева». Рассказ «Русский характер») 22 июня 1941 г. началась Отечественная война, а уже 27 июня в «Правде» появилась первая военная статья Толстого «Что мы защищаем», в которой писатель выступил на защиту Отечества. Отныне главное место в его творчестве принадлежит публицистике. Этот жанр давал художнику возможность быстрого, оперативного отклика на происходящие события — качество, бесценное в военное время. Деятельность Толстого-публициста ... Читать далее...
- Урок алгебры для 8 класса «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» Алгебра. 8 класс Урок № 26 Дата:_____________ Учитель: Горбенко Алена Сергеевна Тема: Преобразование выражений, содержащих квадратные корни Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Цель урока: формирование умений учащихся преобразовывать выражения, содержащих квадратные корни Задачи: Образовательные: знать свойства арифметического квадратного корня; научиться преобразовывать такие выражения, содержащие квадратные корни, как вынесение множителя из — под знака корня, ... Читать далее...
- У. Уитмен — американский поэт-новатор. Жизненный и творческий путь писателя Связь его поэзии с романтическими традициями и трансцендентализмом Цель: помочь ученикам выяснить тенденции развития мировой литературы во второй половине ХIХ столетия; ознакомить с личностью и новаторскими поисками Уолта Уитмена; развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, восприятие информации на слух, выделение главного, комментирование художественных произведений новаторской формы; воспитывать эстетичные чувства, стремление к познанию, расширению своего ... Читать далее...
- Конспект урока по математике «Дробные выражения» 6 класс Конспект урока математики в 6 классе Составила: Кучаева Г. А., Учитель математики МОБУ » СОШ № 73″ г. Оренбурга Тема урока : Дробные выражения Класс : 6 УМК: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др., «Математика», учебник для 6 класса. Тип урока: урок усвоения новых знаний Зрительный ряд: мультимедийная презентация по теме урока Необходимое ... Читать далее...
- Князь Мышкин «искренний и задушевный человек»? Буквально ко всем князь проявляет величайшее сочувствие и склонность находиться в дружеских отношениях. Отсюда и его щедрость — даже к нахально требующим у него денег нигилистам, претендующим на наследство Павлищева. И их он считает все-таки пострадавшими. Он многих за что-нибудь благодарит. Особо следует упомянуть необыкновенную любовь князя к детям и к детским чертам у взрослых ... Читать далее...
- Урок по геометрии в 11 классе «Углы в пространстве» Самоанализ урока Урок по геометрии в 11 классе «Углы в пространстве» Тема урока: Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала. Урок является подготовительным к сдаче ЕГЭ, работает на последующие уроки, так как тема «Углы в пространстве» тесно связана со следующими темами 11-го класса. Знания этих тем проверяются на едином государственном экзамене, используются в разных областях ... Читать далее...
- Конспект урока по технологии «Строгание. Рубанок» 8 класс Обухов Владимир Валерьевич Учитель трудового обучения высшей категории КГУ «Средняя школа №12» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района» Разработка урока по трудовому обучению на тему: «Строгание. Рубанок» Для учащихся 8 вспомогательного класса Цель: Дать общую характеристику операции строгание, инструментам, применяемым при строгании, основным приемам работы. Задачи: Познакомить с назначением строгания, дать основные понятия и определения ... Читать далее...
- Конспект урока по ОРКСЭ «Евреи в Египте» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — «Горковская средняя общеобразовательная школа» РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») На тему: «Евреи в Египте» Яковлева С. В. Учитель начальных классов, МБОУ «Горковская СОШ» Шурышкарский район. 2015 год План-конспект урока № 3 ОРКСЭ Тема урока: «Евреи в Египте» (1 час.) Тип урока: ... Читать далее...
- Урок по тему «Электронные таблицы» Урок по тему «Электронные таблицы» Абайдуллина Динара Ринатовна-учитель информатики Краткая аннотация урока: Учебный предмет — информатика. Уровень образования школьников : 9 класс, второй год изучения предмета, базовая программа. Место урока в изучении раздела: Первый урок; Продолжительность урока : 45 минут. Основные понятия : книга, лист, ячейка, диапазон ячеек, тип данных, формула, формат данных Тип урока ... Читать далее...
- Конспект урока русского языка в 7 классе. Время глагола. Прошедшее время Конспект урока русского языка для 7 класса на тему «Время глагола. Прошедшее время «. Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна Место работы: Новоселовская общеобразовательная школа Описание работы: данный урок предназначен для учащихся 7 класса при изучении темы «Время глагола » и направлен на привитие интереса учащихся при изучении данной темы Цели: Углубить и расширить знания о временах ... Читать далее...
- Чему необходимо научить ребенка в детстве? Чему необходимо научить ребенка в детстве? Вот проблема, над которой рассуждает В. М. Песков. Писатель, вспоминая свое военное отрочество, с чувством легкой грусти говорит о том, что ребята той поры умели делать все: косить, подшивать валенки, чинить крышу, чистить колодец. А еще те подростки были наблюдательными, желающими «все испробовать, всему научиться». И все это помогло ... Читать далее...
«Очарованная Десна» — задушевный лирический рассказ о детстве писателя