Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы “Гроза” А. Н. Островского) по статье Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве”

Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы “Гроза” А. Н. Островского) по статье Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве”
Критическая статья Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” (1860) посвящена драме А. Н. Островского “Гроза”. В центре внимания критика находится фигура главной героини пьесы – Катерины Кабановой.
Стоит заметить, что характер и поступки Катерины Добролюбов рассматривает с позиций революционной демократии, убежденным сторонником которой он являлся. В частности, критик “считал

равенство людей “естественным состоянием” человеческой природы, а угнетение – следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено”.
Итак, Добролюбов называет “Грозу” Островского “самым решительным произведением” автора – в нем драматург откровенно показывает самые темные стороны жизни русского народа. Однако, несмотря на это, в пьесе есть “что-то освежающее и ободряющее”. И это, прежде всего, “самый характер Катерины”.

От него “веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели”.
Критик считает, что образ Катерины, ее характер

– это решительный “шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе”. Этот характер актуален как никогда, потому что “соответствует новой фазе нашей народной жизни”, он “давно требовал своего осуществления в литературе”.
По мнению Добролюбова, характер Катерины силен потому, что “неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны”.
Катерина прислушивается к себе и поступает так, как велит ей сердце. Именно “в этой цельности и гармонии характера заключается его сила”, – убежден критик. – Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть?

Все равно – она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых”.
Далее Добролюбов тщательно анализирует мотивы поведения Катерины. Критик считает глубоко символичным, что Островский выбрал своей героиней именно женщину – “самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых”. В русском патриархальном обществе женщина – самое бесправное существо, именно поэтому, если женщина захочет изменить свою судьбу, то ее дело будет серьезно и решительно”.
Добролюбов подчеркивает, что героиня по своей природе – вовсе не буйный характер, нуждающийся в постоянном разрушении. “Это характер по преимуществу созидающий”, нуждающийся в любви и душевном тепле.
Кроме того, Катерина – характер тонкий, поэтический: “Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении”. Героине необходимо “подпитываться” внешними впечатлениями, красотой окружающего мира, людей и их взаимоотношений. Но “в сумрачной обстановке новой семьи начала чувствовать Катерина недостаточность внешности”.

Героиня “ищет прибежища по-прежнему в религиозной практике, в посещении церкви, в душеспасительных разговорах; но и здесь не находит уже прежних впечатлений”. В итоге – “все мрачно, страшно вокруг нее, все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой”.
Но эти ужасающие условия только помогли героине повзрослеть: она “возмужала, в ней проснулись другие желания, более реальные”. Катерина отчетливо осознает, что хочет “любви и преданности”. Раньше, выходя замуж, героиня ничему не противилась, хотя и не любила Тихона.

Добролюбов объясняет это тем, что в девушке было “мало знания и много доверчивости”.
Но теперь все изменилось. И в этих новых обстоятельствах проявился сильный характер Катерины: “Но когда она поймет, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках”.
Героиня полюбила и пошла в своем чувстве до конца. Мы видим, что воспитание, среда, в которой она росла, дают о себе знать: она “сохранила от своего воспитания одно сильное чувство – страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, чего она не могла бы объяснить себе хорошенько, ни отвергнуть”. Но и здесь, по мнению критика, Катерина побеждает себя, свои страхи. Она слушает свою натуру и идет в своем желании до конца.

А когда оказывается преданной Борисом и понимает, что ей придется возвратиться в “темное царство”, то решает “освободиться” навеки.
Добролюбов заключает: “Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то “Гроза” и производит на нас впечатление освежающее…”
Я во многом согласна с оценками Добролюбова относительно Катерины. Я также считаю ее очень цельной и гармоничной натурой, прислушивающейся к голосу своей души. Катерина – светлый человек, именно поэтому она так поэтична, поэтому она искренне верит в Бога, поэтому она всей душой полюбила Бориса.
Но я не согласна с Добролюбовым в том, что героиня умирает, потому что протестует против “темного царства”. Мне кажется, что Катерина бросается в Волгу, наказывая себя. На мой взгляд, она не смогла побороть в себе тех взглядов, которые были привиты ей воспитанием. Еще только решаясь на роман с Борисом, она говорит, что скоро умрет, потому что совершает большой грех.

Я думаю, в последний момент ужас, отчаяние, одиночество победили даже страх Катерины перед Богом, и она совершает самый большой грех – кончает с собой.
Однако я солидарна с Добролюбовым в том, что Катерина – “луч света в темном царстве”. Она единственная естественна, искренна, прекрасна в своем желании жить “светлой” жизнью, существовать согласно божьим законам.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы “Гроза” А. Н. Островского) по статье Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве”