Обзор французской прозы и драматургии
Ромен Роллан (1866-1944) — классик французской литературы. Обладатель Нобелевской премии 1915 года. Писатель по типу близкий Гюго, эмоциональный оптимист, романтик.
Роллан воспевает героев, сильных духом, творчески, отдающих свой яркий талант людям. Он верит, что идеал достижим, по крайней мере, к нему надо стремиться, когда-нибудь большинство людей на земле станут счастливы и духовно развиты (такова высшая цель).
«Мир гибнет от удушья в своем расчетливом и гнусном эгоизме. Мир задыхается. Откроем окна. Впустим вольный воздух.
Будем
Все это яркие примеры героев, борцов, сражающихся с людским непониманием, с собственными недостатками и недугами. Бетховен — величайший композитор — большую часть жизни был глухим и мужественно преодолевал свою болезнь.
Главное произведение Роллана изучаемого
Жан-Кристофф помимо таланта наделен возвышенной чистой душой, горячими открытыми чувствами, нетерпимостью к злу и несправедливости — его невозможно не полюбить. Очень интересно описаны его взаимоотношения с женщинами (он был очень влюбчив), с миром, природой, Богом, поиски смысла жизни. Главный же вопрос романа: в чем смысл и предназначение искусства.
Ответ традиционный в рамках классического мировоззрения: служить народу и духовно обогащать его. В 1920-е годы Роллан написал второй прекрасный роман-поток о жизни женщины «Очарованная душа».
Альфонс Доде (1840-1897) — прославился своей юмористической, действительно веселой книгой «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона». Герой маленький неуклюжий смешной толстяк, вообразивший себя великим героем и отправившийся в Африку охотиться на львов.
Эдмон Ростан (1868-1918) — яркий драматург неоромантик, его очень любила Цветаева. Знаменита его замечательная героическая комедия в стихах (такой жанр) «Сирано де Бержерак». Главный герой реальная историческая личность поэт 17 века, известный своим необыкновенным остроумием, храбростью, пылкостью, благородством, а также необыкновенно длинным носом.
Пьеса — о безответной его любви к гордой красавице.
- Панорама французской прозы середины XIX в Формирование реализма во французской литературе началось еще на рубеже XXII-XIX вв. Существенной особенностью литературного процесса во Франции середины XIX в. является то, что реализм развивался во взаимосвязи и взаимодействии с романтизмом. И Стендаль, и Мериме, и Бальзак участвовали в романтическом движении и вместе с романтиками боролись за «новое искусство» против классицизма, «старого искусства» феодально-абсолютистского общества. […]...
- Панорама французской прозы середины ХІХ века Формирование реализма во французской литературе началось еще на границе ХVІІІ-ХІХ ст. Существенной особенностью литературного процесса во Франции середины XIX ст. является то, что реализм развивался во взаимосвязи и взаимодействии с романтизмом. И Стендаль, и Мериме, и Бальзак принимали участие в романтическом движении и совместно с романтиками боролись за «новое искусство» против классицизма, «старого искусства» феодально-абсолютистского […]...
- Краткий обзор прозы Лермонтова Лермонтов начал писать прозу очень рано. За три года, с пятнадцати до восемнадцати лет, он написал три пьесы в прозе, которые находятся на таком же низком уровне, как его ранние стихи. Их риторический стиль идет от шиллеровских Разбойников, и там фигурируют жестокие страсти и мелодраматические ситуации. Примечательны в них несколько сильных реалистических сцен, где показаны […]...
- Краткий обзор прозы Пушкина первой четверти ХІХ века «Повести Белкина». Первое законченное прозаическое произведение было написано Пушкиным в 1830 г. во время знаменитой Болдинской осени. Простота и непринужденность повествовательной манеры подчеркивались тем, что отдельное издание этих повестей было приписано Пушкиным вымышленному И. П. Белкину, который якобы только собрал рассказы «от разных особ», а сам ничего не выдумывал от «недостатка воображения». В примечании Пушкин […]...
- Новые тенденции в мировой литературе 1970-х гг.: активизация ведущих жанров интеллектуальной прозы, поэзии, драматургии, литературы Цель: ознакомить учеников с новыми тенденциями в мировой литературе, развитием разных жанров, возникновением постмодернизма в последней трети ХХ ст.; развивать навыки самостоятельного поиска информации, ее оформление и представление; умение выделять главное, воспринимать информацию на слух, составлять опорные конспекты; воспитывать любознательность, любовь к литературе, эстетичный вкус; расширять кругозор учеников. Оборудование: карта мира, книжная выставка, иллюстративные материалы. […]...
- Создатель французской комедии Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра. Жан-Батист Поклен (1622-1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер, был сыном королевского обойщика. Он получил хорошее образование. Страстно любя театр, Мольер против воли отца бросил юридический факультет и вступил в […]...
- Выявите типологические черты героя-праведника (на материале произведений русской деревенской прозы) Выявите типологические черты героя-праведника (на материале произведений русской деревенской прозы). Приступая к работе над сочинением, вспомните, что тип праведника представлен в русской деревенской прозе вариативно и многоаспектно. Назовите произведения, в которых этот тип проявляет себя наиболее ярко («Матренин двор» А.И. Солженицына, «Последний поклон» В.П. Астафьева, «Последний срок» и «Прощание с Матерой» В. Г. Распутина, «Светлые […]...
- Сочинение: О главном герое драматургии А. Н. Арбузова О главном герое драматургии А. Н. Арбузова Мир героев Арбузова сложен и неоднозначен. Это богатый и разносторонний мир людей, окружающих нас в повседневной действительности. Арбузов, как правило, пишет о жизни обыкновенной, он не стремится к исключительным ситуациям и событиям. По мнению драматурга, именно будни формируют человеческую личность. Причем для Арбузова даже обычный день не так […]...
- Основные направления французской литературы XVIII века В аристократической среде господствующее положение заняла культура рококо, нашедшая отражение и в литературе. Этому утонченному, но поверхностному направлению противостоит литература Просвещения, в которой выделяются несколько направлений: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Параллельно Просвещению все более набирает силу антипросветительское течение, которое сейчас именуют предромантизмом. Стиль рококо во Франции. Со времен Регентства в аристократической среде наблюдается упадок […]...
- Барокко во французской литературе Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.3. Барокко во французской литературе Наряду с классицизмом в первые десятилетия века во Франции развивается барокко. Оно не доходит такого расцвета, как в Испании, но снискало своих поклонников. Главный отличительный признак французского барокко кроется в его строгой привилегированности. Французское барокко несло в себе черты аристократические: это было прециозное, изысканное […]...
- Общая характеристика «деревенской прозы». Герой деревенской прозы Чуть раньше, чем поэзия «шестидесятников», в русской литературе сложилась наиболее сильная в проблемном и эстетическом отношении литературное направление, названное деревенской прозой. Это определение связано не с одним предметом изображения жизни в повестях и романах соответствующих писателей. Главный источник такой терминологической характеристики — взгляд на объективный мир и на все текущие события с деревенской, крестьянской точки […]...
- Герой французской эпической поэмы «Песнь о Роланде» Вопрос об историческом прототипе Роланда в поэме — племянника Карла Великого, остается открытым, так как первое упоминание о нем в историографической традиции, а именно в «Жизнеописании Карла Великого» Эйнхарда (IX век), возможно, было вызвано растущей популярностью эпического сказания. Отсюда следует, что Роланд чисто художественный персонаж. Однако существует гипотеза Ярхо, согласно которой Роланд реальное историческое лицо, […]...
- «Горе от ума» — «жемчужина» русской драматургии Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, А. С. Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлением русского духа». Бессмертной комедией «Горе от ума», «жемчужиной» русской сцены Грибоедов положил начало расцвету русской реалистической драматургии. Замысел комедии «Горе от ума», по-видимому, возникает у Грибоедова в 1816году. В Петербурге осенью 1824года работа была закончена, но […]...
- Роль Стендаля и Бальзака в мировой и французской прозе XIX века Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения. Связь его с просветителями, подготавливающими головы к предстоящей революции, можно наблюдать как в творчестве писателя, так и в его философии и эстетике. В своем понимании искусства и роли художника […]...
- ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Серебряный век русской поэзии — период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века: Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, […]...
- Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии XIX века. (А. Н. Островский. «Гроза») Пьесу мы чаще видим, чем читаем. Читают ее со вниманием режиссеры и актеры. И вот для них значение небольших ремарок весьма важно, как важно и для нас, если мы не видели сценическую версию пьесы. Известно, что по мере развития драматургии менялась и роль ремарок. Например, если у Грибоедова они большей частью служили описанием действий, то […]...
- Сочинение: Любовь в драматургии A. H. Арбузова Арбузов однажды заметил: «У меня, о чем бы ни шла речь в пьесе, каких бы профессий люди в ней ни действовали… любовь является определителем душевного состояния человека. Мне кажется, что без любви человек в мире живет вхолостую. Любовь может быть несчастливой, но даже несчастливая любовь более благо, нежели пустое, мертвое пространство вокруг человека». С точки […]...
- Экзистенциализм и его место во французской литературе середины XX века Идейная проблематика и особенности ее отражения в произведениях экзистенциалистов. Экзистенциализм (от позднелат. existentia — существование) — литературное течение XX столетия, выявляемое с достаточной отчетливостью, главным образом, во Франции накануне, во время и сразу после Второй мировой войны. Экзистенциализм был представлен здесь писателями, выступавшими одновременно и как философы-экзистенциалисты. Это Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю. […]...
- Популярность драматургии Чехова В «Дяде Ване» речь идет о нравственной гибели людей, безуспешно мечтающих о светлой, свободной, красивой жизни. Позднее прозрение Войницкого (дяди Вани) приводит его к горькому пониманию, что жизнь, принесенная в жертву идолу — бездарному профессору Серебрякову, была прожита напрасно. Не складывается жизнь не только у Войницкого, но и у более сильного, более талантливого доктора Астрова […]...
- Достоевский «Преступление и наказание» (обзор) Вторую половину XIX века по праву называют «расцветом» русской прозы, временем становления русской классической литературы. Все, что происходило в сфере литературы того времени, отражало особенности жизни русского общества и страны в целом. Безусловно, трагическими вехами русской истории являются Крымская (1853-1856) и русско-японская (1904-1905) войны. Однако ключевым событием того времени историки признают крестьянскую реформу 1861 года. […]...
- Во французской стороне — Игровая программа Программа может быть проведена как в большой, так и маленькой аудитории. Все слова принадлежат Ведущей. Бонжур, дорогие друзья. Парле ву франсе? Впрочем, это неважно! Вполне достаточно владеть одной французской фразой, чтобы прослыть образованным человеком, причем у каждого такая фраза может быть своя… Вот, скажем, Киса Воробьянинов с истинным чувством произносил… Кто вспомнит, какие слова? (Же […]...
- Своеобразие внутреннего мира героев прозы А. Платонова В эпоху тоталитаризма самобытная жизнь человека уходит под спуд, в глубину. С этой глубинной жизнью связаны надежды А. Платонова. Обращаясь в своих произведениях к нравственным, социальным и философским вопросам, писатель отстаивает дорогую ему идею сокровенного человека, которому без истины стыдно жить. Герои А. Платонова — механики, электрики, инженеры, деревенские правдоискатели, странники, бредущие по дорогам России, […]...
- СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (обзор) Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной литературы»;, «литература письменного стола»;, произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, […]...
- Обзор русской литературы 18-го века Русская литература XVIII века, как и многие другие явления культуры в России того времени, прошла большой и сложный путь интенсивного развития. Она связана с лучшими традициями древнерусской литературы: ее патриотизмом, опорой на народное творчество, растущим интересом к человеческой личности, обличительной направленностью. Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в […]...
- Отображение войны во французской литературе События развернулись молниеносно и приняли трагический для Франции оборот. В сентябре 1939 года Франция вступила в войну с Германией. До мая 1940 года она переживала период «странной войны», когда правители Франции особенно усердствовали в преследовании французских демократических сил, а не в борьбе с фашизмом. 10 мая 1940 года в страну вторглись немецкие войска, и уже […]...
- Образ Роланда во французской балладе «Песни о Роланде» В основе «Песни о Роланде» лежат подлинные, но художественно переосмысленные исторические события, относящиеся к VIII веку. Летописец Карла Великого Эйнхард сообщает, что в 778 году король франков предпринял первый поход для освобождения Испании от арабов (мавров). Захватив несколько городов, Карл дошел до Сарагосы, но здесь встретил сильное сопротивление и был вынужден повернуть обратно. Во время […]...
- Герои-«недотепы» в драматургии А. П. Чехова План 1. Кто такие «недотепы»? 2. Герои-недотепы в пьесе «Вишневый сад». 3. Важность сочувствия. Драматургия Антона Павловича Чехова — это настоящий кладезь не только неподдельных, тонких, «настоящих» человеческих эмоций, но и «живых», четких и объемных образов. Каждый чеховский герой весьма многогранен. В пьесе «Вишневый сад» изображены самые что ни на есть привычные и знакомые современнику […]...
- «Сороковые роковые…» (обзор творчества) Тех, которые, мало заботясь о славе. Были первыми в каждом бою. Знали мы… Ю. Друнина «Каждый художник приходит в искусство прежде всего с правдой собственного опыта, с собственным пониманием и объяснением мира», — писал Василий Владимирович Быков. Великой школой жизни стала для будущего писателя война, на которую он попал совсем молодым и достойно прошел ее […]...
- Характеристика драматургии А. П. Чехова разрушение традиционной драматургической структуры, основанной на столкновении центральных персонажей и определяющейся развитием действия; замена главного конфликта традиционной драмы множеством «локальных» конфликтов между разными персонажами, расслоение «главной» сюжетной линии на пучок равноценных жизненных линий героев, ликвидация принципа разделения героев на «главных» и «второстепенных»; перенесение акцента с внешнего действия на внутренний мир героев с целью исследования созревания […]...
- Общий обзор творчества Рэя Брэдбери Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя — Реймонд Дуглас. Дед и прадед Рэя, потомки первопоселенцев англичан, которые прибыли в Америку в 1630 году, в конце XIX века издавали две иллинойские газеты. Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери. Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. С раннего […]...
- ЛИРИЗМ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ И. О. БУНИНА Способность автора раскрывать свой внутренний мир, эмоциональный залог в зависимости от тех или других событий или явлений жизни, называют лиризмом. В этом понимании творчество И. О. Бунина удивительно лирическая. Это не удивительно, когда речь идет о поэзии. Лирика и возникшая, и существует из нужды раскрыть свой внутренний мир. Но в прозе по обыкновению внимание сосредоточивают […]...
- Историческая тема в драматургии А. С. Пушкина Вскоре после окончания «Бориса Годунова» Пушкин задумал создать ряд новых драматических произведений на сюжеты из самых разных исторических эпох и жизни разных народов. Еще во время ссылки в Михайловском в его творческом сознании возникли замыслы нескольких пьес. Три из них получили необычайно стремительное воплощение: за две недели Пушкиным были окончены «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», […]...
- Книжный обзор Вспоминается замечательный совет Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Надо собирать не книги, а библиографию». Разумеется, хочется сделать оговорку: книги собирать тоже совсем не плохо, и эту оговорку тут же самокритически оспорить: есть ли у большинства из нас средства и место на такое собирательство?! Но библиографию (особенно в нынешнее компьютерное время) собирать совершенно необходимо, ибо с этим знанием […]...
- Художественная летопись времени (обзор творчества) …Придет ли времячко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения открыли широкому кругу читателей сказочный и светлый мир героев повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», суровые и вольнолюбивые характеры […]...
- Краткий обзор творчества В. Астафьева В. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. Детство было трудным. Когда ему было 8 лет, погибла мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничны, он посвятил повесть «Перевал». В. Астафьев побывал беспризорным, воспитывался в детдоме. Здесь у него пробудили любовь к писательству. Одно его школьное сочинение признано лучшим. У этого сочинения очень […]...
- Историография французской литературы (статья Вл. А. Лукова) Историография французской литературы (статья Вл. А. Лукова) Среди самых старых работ о французской литературе следует назвать «Письмо-трактат о происхождении романов» («Lettre-traite sur l’origine du roman», 1666, перераб. 1669) Пьер-Даниэля Юэ (Huet, 1630-1721). Характерно, что в нем внимание сосредоточено на истории античного романа, лишь небольшие фрагменты текста касаются французской литературы. Аналогично использован материал из истории литературы […]...
- Лиризм прозы И. А. Бунина. (На примере одного из рассказов.) «Полюбив, мы умираем…». Думается, что эти слова К. Бальмонта как нельзя лучше раскрывают отношение И. Бунина к любви. Большинство литературных героев ХIX века: Онегин, Печорин, тургеневские герои — проходили «испытание любовью». Но, как мне кажется, у Бунина свой, особый подход к «традиционной» теме. Многие писатели XIX столетия пытались дать ответы на вопросы: губительна или спасительна […]...
- Обзор произведений Кобзаря Чем знамениты Приднепровские горы? Поднялись они из первоначального моря, когда Земли еще и людей не было. Прийдяс севера, встретил их молодой Днепр. Он точил эти горы миллионы лет, но пока не поседел, и так и не одолел. Придя на Каневские горы и кланяясь Кобзарю, поднимаешься по ступенькам и вбираешь взглядом днепровское пространство. Мысли льются, ежедневные […]...
- В чем состоит специфика драматургии А. П. Чехова? В чем состоит специфика драматургии А. П. Чехова? Какую роль в системе образов пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» играет Гаев? Гаев — обломок вырождающегося дворянства, совершенно бесполезное создание, проевшее «все состояние на леденцах». Это фразер и болтун, за словами которого — пустота. Его образом подчеркивается ненужность и историческая обреченность дворянства. Какую роль в системе […]...
- О развитии прозы о Великой Отечественной войне Изображение характеров во времени становится художественно необходимым. В содержании обозначились довольно четко четыре эпохи: довоенное время, война, 45-й — 50-е годы и современность. Например, в романах Ю. Бондарева «Тишина», «Берег», «Выбор», в повестях В. Быкова особую весомость приобретают предыстории персонажей, в ситуациях и финалах отчетливы связи с современностью. Существенно меняется интерпретация того или иного исторического […]...