Объяснение Чацкого с Софьей
Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума” как близкий Чацкому, – это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…”.
В явлении первом третьего действия происходит диалог между Софьей и Чацким. Чацкий пытается выяснить, “кто наконец ей мил? Молчалин!
Скалозуб!”. Последним Чацкий дает весьма не лестные характеристики. Молчалин “жалчайшее созданье”, а Скалозуб – “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”.
Софья не хочет вступать в диалог с Чацким. Это видно из самой односложности ее ответов и их ироничного тона. На вопрос Чацкого: “Кого вы любите?” отвечает: “Ах! Боже мой!
Весь свет”.
И все же Софья далее переходит к откровенности, возможно ее вынуждают к этому пылкие слова Чацкого:
И я чего хочу, когда все решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно.
В ответ на это Софья решается сказать “истины два слова”:
Малейшая в ком странность чуть видна,
Веселость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота
А сами вы…
Чацкий удивлен:
Я сам? не правда ли смешон?
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин например.
Услышав имя возлюбленного, Софья снова замыкается, говоря, что Чацкий, “желчь на всех валить” готов. Чацкий удерживает Софью и говорит:
Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,
Но если в нем та страсть? то чувство?
Пылкость та?
…………………………………………..
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чацкий ощущает огромную пропасть между своими чувствами к Софье и чувствами Молчалина к ней. И поэтому он находится на грани безумия:
Но вас он стоит ли? Вот вам один вопрос.
Чтоб равнодушнее мне понести утрату,
Как человеку вы, который с вами взрос,
Как другу вашему, как брату,
Мне дайте убедиться в том;
Потом
Oт сумасшествия могу я остеречься:
Пущусь подалее простыть, охолодеть,
Не думать о любви…
На что Софья про себя замечает: “Вот нехотя с ума свела!”
Итак, мы видим, что любовь к Софье приводит Чацкого на грань безумия. В ответ на этот его монолог Софья перечисляет достоинства Молчалина, в том числе к заслугам своего возлюбленного она приводит то, что в доме он приобрел “дружбу всех”, что он “безмолвием” разоружает гнев Фамусова, целый день играет со старичками в карты. Чацкий недоумевает от “качеств” своего соперника и потому резюмирует: “Шалит, она его не любит”.
Диалог Софьи и Чацкого подводит последнего к диалогу с Молчалиным, где под напором вопросов Чацкого Молчалин обнаруживает свои принципы жизни, что очень важно для дальнейшего развития действия и характеристики персонажей.






Related posts:
- Объяснение Чацкого с Софьей (анализ 1-го явления III действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – одно из лучших произведений русской литературы. Герой комедии – молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий – всего за сутки испытывает крушение всех своих планов и надежд. Можно сказать, что его жизнь меняется в одночасье. Герой возвращался домой, к любимой девушке, к счастливой жизни, а нашел там лишь холодность, […]...
- Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (Грибоедов А. С.) Недавно мы прочитали на уроках литературы произведение А. С. Грибоедова Горе от ума. В нем грибоедов показал Москву в начале 18 века, а если точнее, То он показал противостояние между старым и новым веком. А главными героями этого произведениями были Чацкий, представляющий новый век, и Молчалин, являющийся типичными представителем старого века. Грибоедов сделал их совершенно […]...
- Как воспринимает Чацкого Софья? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – это печальная история о человеке, горе которого проистекает оттого, что он не похож на остальных. Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться – вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких. Именно на этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта героя и […]...
- Молчалин глазами Чацкого и Софьи В комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, верный своему таланту изображать жизнь в реальных картинах и образах, избирает жизненную ситуацию – “любовный треугольник”. Любовь Чацкого к Софье – одна из “пружин”, по словам И. А. Гончарова, на которых держится развитие действия. Чацкий и в Москву приезжает, чтобы встретиться с Софьей. Но сердце Софьи уже […]...
- Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова ” Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный […]...
- Образ Чацкого в комедии Грибоедов “Горе от ума” Комедия Грибоедов “Горе от ума” затрагивает важнейшие вопросы бытия. Это такие проблемы, как воспитание человека и о преклонении перед всем иностранным, а также о крепостном праве. В своем произведении автор комедии высмеивает и осуждает своих персонажей. Это Фамусов, Молчалин и Скалозуб. Всем этим героям противостоит главный герой. Это Чацкий Александр Андреевич. Он получил отличное образование […]...
- Пример сочинение: Образы Чацкого и Молчалина, как антиподов романа Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым, стала одним из самых ярких событий в литературе, при чем, не только в литературе начала девятнадцатого века. Главным персонажем этой сатирической комедии является персонаж Чацкого. Без этого образа, созданного Грибоедовым, как отмечают критики, не было бы самой комедии. Грибоедов был первым писателем, который человека – носителя высоких […]...
- О театральных интерпретациях комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Одним из самых сложных для сценического воплощения образов комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” является Софья. Неоднозначность этого образа в самой пьесе обусловила многогранность его трактовок на сцене. Вот как описывает его наиболее яркие театральные интерпретации В. Г. Маранцман: “А. А. Яблочкина в спектакле Малого театра играла Софью самовлюбленной, кокетливой и холодной. Изящество, умение […]...
- Сравнение характеров героев Чацкого и Молчалина по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя А. А. Чацкий и А. С. Молчалин. Они разные по мировоззрению, отношению к службе и вышестоящим чинам. Так как комедия было написано в начале 19 века, автор затронул тему отношения […]...
- КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? “Молчалины блаженствуют на свете”, – восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но Чацкий был охвачен пламенным чувством, и его обида понятна. Современному же читателю, свободному от предвзятого отношения к изображаемым персонажам, вполне под силу объективно оценить и Чацкого, […]...
- Сочинение на тему: Достойна ли Софья любви Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедов Достойна ли Софья любви Чацкого Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в первой половине 19-го века, несомненно, является произведением большого социального значения. Главный герой комедии, Александр Андреевич Чацкий противопоставлен лагерю представителей фамусовского общества, а именно обществу людей “минувшего” века. Он без страха и сожаления один идет наперекор московским чиновничьим семьям, открыто насмехаясь над […]...
- Сочинение на тему: Сравнительная характеристика образов Чацкого и Мочалина “Молчалины блаженствуют на свете”, – восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но Чацкий был охвачен пламенным чувством, и его обида понятна. Современному же читателю, свободному от предвзятого отношения к изображаемым персонажам, вполне под силу объективно оценить и Чацкого, и Молчалина. “Блаженствуют ли Молчалины на свете?” – задаем […]...
- “Зачем меня надеждой завлекали…” ПЛАН Были ли надежды? Почему герой не может поверить в возможность нежных чувств по отношению к Молчалину, Скалозубу? Что не принимает Софья в Чацком? Чего не понял он и почему? Какой же ум, по мнению Софьи, “семейство осчастливит”? В чем загадка Софьи? По характеру Чацкого с самого начала было понятно, что высокое положение в обществе […]...
- Достойна ли Софья Чацкого? Комедия “Горе от ума” Грибоедова, несомненно, является произведением большого социального звучания. В ней отразилось мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые идеи. В центре пьесы – Александр Андреевич Чацкий, воплотивший в себе лучшие черты прогрессивной дворянской молодежи начала века. Этот герой объединяет две сюжетные линии комедии. Одна содержит конфликтное столкновение “века минувшего” и “века […]...
- Что определило любовный выбор Софьи? Всем читателям и зрителям кажется странным, что Софья выбирает безродного и бедного, робкого и тихого Молчалина вместо богатого и родовитого, яркого и остроумного, красноречивого и пылкого Чацкого, безумно влюбленного в нее. Что определило любовный выбор Софьи? Она, девушка, воспитанная на французских романах, видела своего избранника мягким, мечтательным и покорным юношей. Именно таким представляется ей Молчалин: […]...
- Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Пьеса “Горе от ума” построена на конфликте одновременно личном и общественном. Общественный конфликт состоит в том, что главный герой не сходится во взглядах на жизнь с обществом. Личная же проблема героя – это неразделенная любовь. Он приезжает из-за границы в надежде увидеть возлюбленную и надеется на взаимность. Но, к сожалению, его место уже занял другой […]...
- Как в диалоге Чацкого и Молчалина раскрываются характеры обоих героев? Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что “вольнее всяких дышит”. Свобода личности – вот мотив времени и комедии А. С. Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, […]...
- Молчалин – антипод Чацкого (по комедии “Горе от ума” Грибоедова А. С.) Молчалин – секретарь Фамусова, пользуется доверием хозяина в служебных делах. Он не дворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. “Вот он на цыпочках и небогат словами”, – говорит Чацкий. Молчалин на вид скромный молодой человек. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки. Софья восхищается его добротой, уступчивостью, кротостью. Она не […]...
- Образы Чацкого и Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” В своей неувядающей комедии “Горе от ума” Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд. И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского […]...
- Сочинение: Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Основной конфликт комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” носит общественный характер: это противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, порочной средой, которая его окружает. Одновременно движет действие комедии еще и психологический конфликт, связанный с неразделенной любовью героя. Сюжетным воплощением этого […]...
- Почему Чацкого считают предвестником типа “лишнего человека”? Почему Чацкого считают предвестником типа “лишнего человека”? Почему Чацкого считают предвестником типа “лишнего человека”? Чацкий, как позже Онегин и Печорин, независим в суждениях, критически относится к высшему свету, равнодушен к чинам. Он хочет служить Отчизне, а не “прислуживаться вышестоящим”. А такие люди, несмотря на ум, способности, были не востребованы обществом, лишние в нем. Кто из […]...
- “Безумный по всему…” (Образ Чацкого) В благоустроенный покой фамусовского дома Чацкий ворвался как ветер. Но его бурные чувства, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны здесь. В доме, где все построено на притворстве и обмане, где дочь прячет свои отношения с Молчал иным от отца, а отец свои “шалости” с Лизой от дочери, искренность Чацкого “незваная гостья”. […]...
- “Миллион терзаний Чацкого” (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Главным героем комедии Грибоедова “Горе от ума” является молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Этот человек испытывает в произведении “мильон терзаний”. Пробыв долгое время за границей, он возвращается домой – в Москву. И сразу же Чацкий приезжает в дом к своей любимой – к Софье Фамусовой. Из диалога двух этих героев мы узнаем, что Александр Андреевич […]...
- Образ Чацкого Чацкий является главным действующим лицом в Комедии Грибоедова “Горе от ума” . Он и основной ведущий образ, и личность, которая играет главенствующую роль. Не будь его в этом произведении литературы, перед читателями предстала бы обыкновенная картина типичных характерных персонажей, не было бы особой изюминки. Чацкий приехал в дом Фамусова с надеждой встретить нечто новое, “век […]...
- Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека. Чацкий по происхождению дворянин, вот в нем и отражены все лучшие черты благородного человека. Молчалин же не имеет знатных корней, своего положения в обществе, он добился благодаря своему […]...
- Жизненные принципы Чацкого и Молчалина по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия “Горе от ума” была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824 года. Произведение поставило писателя в один ряд с первыми поэтами страны. И действительно, нельзя поспорить с гениальностью этой комедии – в ней полностью раскрываются самые важные проблемы России XIX века. […]...
- Образ Чацкого в комедии “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов остался в истории отечественной литературы как автор пьесы “Горе от ума”. И хотя раньше он уже создавал пьесы (“Студент”, “Молодые супруги”), именно комедия 1824 года сделала его по-настоящему известным. Пожалуй, секрет успеха этого произведения заключается в загадке характера главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Уже не одно поколение русских читателей мучительно […]...
- Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. А. Грибоедов Комедия “Горе от ума” занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлетелись на крылатые фразы, – все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает поражать нас своими “вечными” характерами – […]...
- Монологи Чацкого в Горе от Ума В своих монологах Чацкий обличает невежество, угодничество, низкопоклонство решительно, ярко и бескомпромиссно. Софья решила отомстить Чацкому, потому что тот, сам того не желая, унизил ее чувство к Молчалину колкими насмешками. Возразить Чацкому ей было нечем, признать его правоту означало так или иначе разорвать привычные ей отношения не только с Молчалиным, но и со всем привычным […]...
- Цитатная характеристика Чацкого “Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!” Софья “…Он славно Пересмеять умеет всех; Болтает, шутит, мне забавно; Делить со всяким можно смех” Софья “Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив, Вот об себе задумал он высоко” Софья “Не человек, змея!” Софья “Ах, боже мой! Он […]...
- Неординарное объяснение названия комедии “Горе от ума” Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную з основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного […]...
- В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”? “Горе от ума” – произведения А. С. Грибоедова, раскрывающее одну из самых важных проблем общества – проблему столкновения двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”. Позже эту тему будут поднимать в своих произведениях многие классики российской литературы. В пьесе Грибоедова столкновение разных взглядов показано на противопоставлении Чацкого и фамусовского общества. Александр Андреевич Чацкий – главный […]...
- История жизни Чацкого. Горе от ума История Чацкого: материала комедии недостаточно для каких-либо подробностей относительно жизни Чацкого. Можно сказать, что он воспитывался вместе с Софьей, дружил с ней, будучи ребенком, после учился и служил. Теперь же оставил службу и вернулся в родные места, в которых не был уже много лет. “Мильон терзаний” Чацкого заключается в том, что он потерял до того […]...
- Анализ эпизода “Диалог Чацкого и Фамусова “ Одним из наиболее важных эпизодов в “Горе от ума” является диалог Чацкого и Фамусова во втором явлении второго действия. Я бы назвала его “Конфликт Нового и Старого”. Этот эпизод представляет собой экспозицию – часть произведения, где “запускается” сюжетный конфликт. В это эпизоде участвуют всего два главных героя: Павел Афанасьевич Фамусов и Александр Чацкий. Эпизод начинается […]...
- Противоположность воззрений Чацкого фамусовской Москве (по комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова) Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого – крушением надежд на личное счастье. Его выпады становятся все более резкими. Он вступает в борьбу, и в его речах со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы: Если Фамусов – защитник старого века, времени […]...
- Сочинение образ чацкого по произведению грибоедова горе от ума Александр Сергеевич Грибоедов – гениальный Художник русского реализма, создатель бессмертной комедии “Горе от ума”. Как истинно великий и гениальный писатель, Грибоедов ставил и решал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа. Комедия “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания многих поколений России. Свою нравственно-воспитательную […]...
- Трагедия Чацкого Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была написана в первой половине 19 века. Это время контрастов, вобравшее в себя все: и триумфы и поражения. Люди, носившие нищенские лохмотья, примеряли царские мантии. А скупые трактирщики, державшие прежде нож мясника получали маршальский жезл. Но триумфы сменились гибельным закатом, ликующие крики затмили горький плач, величественное сияние правды […]...
- “Мильон терзаний” Александра Чацкого (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) (План) Комедия А. Грибоедова – источник размышлений… (И. А. Гончаров – о том, что комедия не разгадана до конца: “…комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и…острая сатира… Без Чацкого не было бы комедии, а была бы картина нравов”.) Кто же он, Чацкий? Личность А. Чацкого. Любовная линия комедии. (Чацкий полон […]...
- Краткий образ Чацкого по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) А. С. Грибоедов – неповторимый художник русского реализма, а также создатель прекраснейшей комедии “Горе от ума”. Грибоедов в своем творчестве решал важнейшие вопросы, связанные с русским обществом. Комедия “Горе от ума” принимала большую роль в воспитании многих поколений России. Свою актуальность комедия не утратила и сегодня. Все то, что Грибоедов подвергал критике, можно отнести к […]...
- История Чацкого (по комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова) Материала комедии недостаточно для каких-либо подробностей относительно жизни Чацкого. Можно сказать, что он воспитывался вместе с Софьей, дружил с ней, будучи ребенком, после учился и служил. Теперь же оставил службу и вернулся в родные места, в которых не был уже много лет. “Мильон терзаний” Чацкого заключается в том, что он потерял до того тщательно оберегаемую […]...