Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана
Вопрос 1. Каковы функции наружной мембраны клетки?
Наружная клеточная мембрана состоит из двойного липидного слоя и молекул белков, часть которых расположена на поверхности, а некоторые пронизывают оба слоя липидов насквозь.
Наружная клеточная мембрана выполняет защитную функцию, отделяя клетку от внешней среды, препятствует повреждению ее содержимого.
Кроме того, наружная клеточная мембрана обеспечивает транспорт веществ внутрь клетки и из нее, позволяет клеткам взаимодействовать между собой.
Вопрос 2. Какими способами
Сквозь наружную клеточную мембрану вещества могут проникать несколькими способами.
Во-первых, через тончайшие каналы, образованные молекулами белков, могут проходить внутрь клетки ионы веществ, имеющие небольшие размеры, например ионы натрия, калия, кальция.
Во-вторых, в клетку могут попасть вещества путем фагоцитоза или пиноцитоза. Таким путем обычно проникают пищевые частицы.
Вопрос 3. Чем пиноцитоз отличается от фагоцитоза?
При пиноцитозе выпячивание наружной мембраны захватывает капельки жидкости, а при фагоцитозе – твердые частицы.
Вопрос
При фагоцитозе в том месте, где пищевая частица прикасается к наружной мембране клетки, образуется впячивание, и частица попадает внутрь клетки, окруженная мембраной. У растительной клетки поверх клеточной мембраны имеется плотная непластичная оболочка из клетчатки, что препятствует фагоцитозу.
- Тест “Строение клетки. Ткани” 5 класс Тест “Строение клетки. Ткани” Один правильный ответ Клетку окружает и отделяет от внешней среды А) клеточная мембрана Б) ядро В) хлоропласты Г)вакуоль 2. Часть клетки, которая содержит клеточный сок А) клеточная мембрана Б) ядро В) цитоплазма Г)вакуоль 3. Вязкое полужидкое содержимое клетки, которое постоянно движется А) клеточная мембрана Б) ядро В) цитоплазма Г)вакуоль 4. Важнейшая […]...
- Тест по биологии в 7 классе по теме “Клетка животных” Тест по биологии в 7 классе по теме “Клетка животных” составлен по учебнику В. М. Костантинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко Тест составила: Емельянова Галина Кирилловна, учитель биологии МБОУ СОШ № 2 п. Гигант Сальского района Ростовской области Соотнесите название органоида клетки животных с их функциями. Органоид Функция 1.Клеточная мембрана А. Его нет в […]...
- Тест: “Прокариотическая клетка” 9 класс Тест: “Прокариотическая клетка” 1. Назовите структурный компонент клетки, который имеется и у прокариот, и у эукариот: А) лизосома; Г) эндоплазматическая сеть; Б) аппарат Гольджи; Д) митохондрии. В) наружная плазматическая мембрана; 2. Назовите систематическую группу организмов, представители которой не имеют наружной плазматической мембраны: А) прокариоты; В) эукариоты. Б) вирусы; 3. Определите признак, по которому все ниже […]...
- Конспект урока по биологии в 9 классе “Строение ядра. Хромосомный набор клетки” МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Орешковская основная общеобразовательная школа П. Орешково Луховицкого Район Московской Области Конспект урока по биологии В 9 классе “Строение ядра. Хромосомный набор клетки.” Учитель биологии Афанасьева Татьяна Викторовна П. Орешково 2015 г. Тема урока: ЯДРО КЛЕТКИ. ХРОМОСОМНЫЙ НАБОР КЛЕТКИ. ЗАДАЧИ УРОКА: 1. сформировать понятие и строении и функциях клеточного ядра. 2. представление […]...
- Ядро Вопрос 1. Каковы функции ядра клетки? В ядре содержится вся информация о процессах жизнедеятельности, росте и развитии клетки. Эта информация хранится в ядре в виде молекул ДНК, входящих в состав хромосом. Поэтому ядро координирует и регулирует синтез белка, а следовательно, все процессы обмена веществ и энергии, протекающие в клетке. Вопрос 2. Какие организмы относятся к […]...
- Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды Вопрос 1. Каковы отличия в строении эукариотической и прокариотической клеток? У прокариот нет настоящего оформленного ядра (греч. karyon – ядро). Их ДНК представляет собой одну кольцевую молекулу, свободно располагающуюся в цитоплазме и не окруженную мембраной. У прокариотических клеток отсутствуют пластиды, митохондрии, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, Лизосомы. Рибосомы есть как у прокариот, так и у эукариот […]...
- Общие сведения МИФЫ НАРОДОВ МИРА МИФЫ МЕЗОАМЕРИКИ Общие сведения: Мезоамерикой принято называть совокупность древних цивилизаций Американского континента. В первую очередь это цивилизации Центральной Америки – государства тольтеков, инков, майя, ацтеков. От письменных источников этих древних культур почти ничего не осталось, так как практически все они были уничтожены деятелями церкви во время захвата белыми конквистадорами (в основном испанцами) […]...
- Вирусы – неклеточная форма жизни Вопрос 1. Как устроены вирусы? Вирусы – это неклеточная форма жизни. Они имеют очень простое строение. Каждый вирус состоит из нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) и белка. Нуклеиновая кислота представляет собой генетический материал вируса; она окружена защитной оболочкой – капсидом. Капсид состоит из белковых молекул и обладает высокой степенью симметрии, имея, как правило, спиральную или […]...
- Образ пантеры в стихотворении Рильке “Пантера” (*Общие критические статьи) Центральным образом стихотворения Рильке “Пантера” является загнанное в клетку дикое животное, жаждущее свободы. Пантера, словно в танце мечется по кругу, желая найти выход, вырваться на волю, но все ее попытки тщетны, так как вокруг “одни лишь прутья, тысяч прутьев ряд”. Пантера, заточенная в клетку, выступает в стихотворении как символ дисгармонии и несправедливости, царящей в мире. […]...
- Развиваем внимание и пространственное мышление! Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет. Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях – графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится […]...
- Неорганические вещества клетки Вопрос 1. Каковы особенности пространственной организации молекул воды, обуславливающие ее биологическое значение? Молекулы воды представляют собой диполи – структуры, на положительном полюсе которых находятся два атома водорода, а на отрицательном полюсе – атом кислорода. Положительные и отрицательные полюса разных молекул воды притягиваются друг к другу. Это приводит к образованию так называемых водородных связей, что обеспечивает […]...
- Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы Вопрос 1. Что такое толерантность организмов? Любой организм может существовать лишь в интервале интенсивности какого-либо фактора окружающей среды, влияющего на течение тех или иных жизненных процессов (температура, влажность, сила ветра, скорость течения, взаимоотношения с другими организмами и т. д.). Толерантностью (от лат. tolerantia – терпимость) называют способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора. […]...
- Основные положения клеточной теории Вопрос 1. Кто разработал клеточную теорию? Клеточную теорию сформулировали в середине XIX в. немецкие ученые Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Они суммировали результаты многих известных к тому времени открытий. Основные теоретические выводы, получившие название клеточной теории, Т. Шванн изложил в своей книге “Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений” (1839). Главная […]...
- Биографические сведения о Еврипиде Он родился на острове Саламини, как утверждают древние “Жизнеописания”, в день Саламинской победы, когда на острове поселилось немало жителей Афин на время нашествия персов. Однако это сообщение подвергают сомнению, видя в нем умышленное стремление связать всех трагиков с Саламинской победой. Более достоверной считают дату 484 г. до н. э., указанную в “Паросской хронике”. Аристофан в […]...
- Лизосомы. Митохондрии. Пластиды Вопрос 1. Где формируется лизосома? Лизосомы – мембранные структуры, содержащие множество активных ферментов, участвующих в расщеплении высокомолекулярных соединений: белков, липидов, углеводов. Лизосомы образуются в комплексе Гольджи, куда поступают и где накапливаются ферменты. Вопрос 2. Какова функция митохондрий? Митохондрии – клеточные структуры, покрытые двойной мембраной. На внутренней мембране, имеющей многочисленные выросты, расположено огромное количество ферментов, принимающих […]...
- Краткие сведения о творчестве Валентина Распутина Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда. Природа, ставшая близкой в детстве, оживет и заговорит в книгах. В большой автобиографическом очерке одной поездки “Вниз и вверх по течению”, опубликованном в 1972 году, Распутин опишет свое детство, большое внимание уделяя именно природе, общению с односельчанами – тому, что считает определяющим […]...
- Прокопович “Владимир” (1705). Сведения об авторе произведения Феофан Прокопович – профессор Киевской академии, где в 1704 г. начал преподавать поэтику. К своему учебному предмету составил учебник. В произведениях писателей он хотел видеть больше жизненной правды. Свои теоретические взгляды старался осветить в исторической драме “Владимир”. Позднее был церковным и политическим деятелем при дворе Петра I. Тема: изображение принятия христианства Русью, прославляя действие Владимира […]...
- К. Н. Батюшков Сведения об авторе ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ К. Н. Батюшков Сведения об авторе: Константин Николаевич Батюшков (1787- 1855) родился 18 (29) мая в Вологде в старинной дворянской семье. Образование получил в частном пансионе в Петербурге. Служил в министерстве народного просвещения, тогда же начал печатать в журналах свои стихи. Батюшков стал главой так называемой “легкой поэзии”, требовавшей, по […]...
- А. И. Одоевский Сведения об авторе ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ А. И. Одоевский Сведения об авторе: Александр Иванович Одоевский (1802-1839) родился 26 ноября (8 декабря) в Петербурге в семье Ивана Сергеевича Одоевского, происходившего из княжеского рода Рюриковичей, в молодости служившего адъютантом у князя Потемкина и получившего в 1798 г. чин генерал-майора. Единственный сын Одоевских получил разностороннее домашнее образование. Вскоре он […]...
- Сведения об авторе А. С. Пушкин ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ А. С. Пушкин Сведения об авторе : Александр Сергеевич Пушкин, величайший русский поэт, родился 6 июня 1799 года в Москве в семье офицера гвардии Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Ганнибал, которая была внучкой А. П. Ганнибала, сына эфиопского князя. Пушкин окончил Царскосельский лицей, где вместе с ним учились многие […]...
- Сведения об авторе Н. В. Гоголь ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ Н. В. Гоголь Сведения об авторе: Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) родился 20 марта (1 апреля) в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика. Детство провел в семье родителей в имении Васильевка Миргородского уезда. После учебы в Полтавском уездном училище поступил в Нежинскую гимназию высших наук. Писать начал еще […]...
- Основные этапы развития жизни на Земле Вопрос 1. Какие основные этапы можно выделить в возникновении и развитии жизни на Земле? Существует много гипотез, пытающихся объяснить возникновение и развитие жизни на нашей планете. И хотя они предлагают различные подходы к решению данной проблемы, большинство из них предполагает наличие трех эволюционных этапов: химической, предбиологической и биологической эволюции. На этапе химической эволюции происходил абиогенный […]...
- Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории Вопрос 1. Рассмотрите на рисунках строение простейших. Какие основные признаки этой группы организмов можно установить по их изображениям? Рассматривая изображения простейших, можно установить, что их организм состоит из одной клетки или группы клеток, сходных по строению. Строение каждой клетки обеспечивает возможность ее функционирования как целого организма. В строении каждого вида простейших можно рассмотреть определенные приспособления, […]...
- Сведения об И. Франко. Материал для сочинения Иван Яковлевич Франко (1856-1916). 27 августа 1856 года в селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в Галиции в семье известного на всю округу кузнеца родился рыжеволосый, светлоглазый мальчик. Ясьо (так звала мать сына) рос умным ребенком. У него возникало множество вопросов, с которыми он обращался к взрослым. А те не всегда могли удовлетворить любознательность мальчика и большей […]...
- Биографические сведения – Джакомо Кваренги Джакомо Кваренги родился в Италии в 1744 около Бергамо. Он рос среди построек Палладио и знал все его творения от первого лица Показав определенный талант он переехал в Рим 1762 году, где он обучался рисованию у Менгса Чрезвычайная сепия и чернильные разработки его построений, деликатно выдвигали на передний план белое, показывая великолепное мастерство, которому он […]...
- Тест по общей биологии за 9 класс Тест по общей биологии 9 класс Вариант 1 1.Назовите единственное точное отличие прокариот от эукариот? А) прокариоты не способны к автотрофному питанию Б) прокариоты не способны к гетеротрофному питанию В) у прокариот нет ядра 2. Какие органоиды есть только в растительных клетках? А) митохондрии Б) лизосомы В) хлоропласты 3. Хромосомы – это структуры, состоящие из: […]...
- Сведения о жизни и творчестве Николая Алексеевича Некрасова Поэт-трибун и тонкий лирик, прозаик и драматург, журналист и издатель, редактор и талантливый организатор – все это о Н. Некрасове говорил Ф. Достоевский. Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в небольшом местечке Немирово Подольской губернии. Глава семьи в 1824 году оставил службу и ушел в отставку, разместился он в родовом имении […]...
- И. С. Тургенев: сведения о жизни и творчестве писателя (с обращением к изученному в 5 классе) Цель: продолжить знакомство с детством и юностью писателя и историей создания “Записок охотника”; формировать умение слушания и фиксации получаемой информации, а также ее анализа; развивать воображение; воспитывать любовь к русской природе. Оборудование: слайды с видами Спасского-Лутовиново, портрет писателя, раздаточный материал (см. в ходе урока). Вся моя биография – в моих сочинениях… И. Тургенев ХОД УРОКА […]...
- Тест на тему “Лишайники. Водоросли” Тест на тему “Лишайники. Водоросли” 1. Фотосинтез у водорослей происходит в: А) ядре в) цитоплазме Б) хроматофорах г) хлоропластах 2. Лишайнику как единому организму присущ способ размножения: А) половой в) партеногенеза Б) бесполый г) нет правильного ответа 3. Лишайники называют индикаторами чистоты воздуха, так как они: А) очищают воздух Б) загрязняют воздух В) создают среду […]...
- Дополнительные сведения из славянской мифологии, представления о “рае”, языческие праздники МИФЫ НАРОДОВ МИРА СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ Дополнительные сведения из славянской мифологии, представления о “рае”, языческие праздники Для славян, как и для многих других народов мира, с самых ранних времен была свойственна вера в реинкарнацию, то есть посмертное перерождение. По поверьям славян, души соплеменников после смерти попадали в рай, который, согласно их представлениям, находился на небе. Для […]...
- Сведения о Семене Климовском: казаке, поэте, политике, философе О его жизненном пути известно очень мало. Первое печатное упоминание о нем появилось в 1772 году (вероятно, еще при жизни) в “Опыте исторического словаря в русских писателях”, подготовленном Г. Новиковым. Там сообщалось, что малороссийский казак С. Климовский написал стихотворную книгу “О правде и великодушии благотворителей” (1724) и что эта рукописная книга сохраняется в Императорской библиотеке. […]...
- Краткие сведения о Жане-Батисте Мольере (1622- 1673) Творчество Мольера совпало со временем расцвета абсолютизма во Франции, когда Людовик XVI провозглашал: “Государство – это я!”, когда в его честь создавались поэмы, оды, а пышность французского двора поражала весь мир. Настоящее имя Мольера – Жан-Батист Поклен. Он был; сыном преуспевающего буржуа, владевшего обойной мастерской и лавкой. Отец его Жан Поклен имел титул “королевского обойщика”, […]...
- Контрольная работа по химии: Первоначальные химические понятия (8 класс) Контрольная работа № 2 по химии: Первоначальные химические понятия Вариант 1. Тест Выберите правильные утверждения: 1. То, из чего состоят физические тела, называется веществом. 2. Атомы – это мельчайшие частицы многих веществ, состав и химические свойства которых такие же, как у данного вещества. 3. Кислород – это сложное вещество 4. Валентность водорода равна единице. 5. […]...
- Конспект урока по труду в 5 классе “Ремонт одежды и белья. сведения о пуговицах” Тема: Ремонт одежды и белья. Сведения о пуговицах Цель: познакомить учащихся с технологией выполнения Ремонта одежды и белья, рассказать о видах и назначении пуговиц; создать условия: Для расширения представлений о качествах и свойствах Предметов; Формирования умения правильного ухода за одеждой; Навыков пришивания пуговиц со сквозными отверстиями; Воспитания самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, Культуры труда. Тип урока: комбинированный. […]...
- Эссе на тему Виды ресурсосберегающих технологий (*Общие критические статьи) В последние 30-40 лет проблема сохранения экологии окружающей среды становится все более острой год от года. Множество теорий, предположений и даже попыток улучшить экологическую обстановку не приносят желаемого эффекта, т. к. всегда находится несколько серьезных препятствий, либо побочных нежелательных последствий. Тем не менее, человечество продолжает стремиться к созданию безотходных производств, которые бы позволили значительно уменьшить […]...
- Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения Вопрос 1. Каковы функции клеточного центра? Клеточный центр выполняет функцию формирования внутреннего скелета клетки (цитоскелета). Цитоскелет представляет собой сеть микротрубочек, пронизывающих цитоплазму, поддерживающих форму клетки, обеспечивающих движение органоидов клетки, а также работу специализированных органоидов движения – ресничек и жгутиков. Клеточный центр обеспечивает также и нормальное деление клетки. Центриоли клеточного центра расходятся к полюсам делящейся клетки […]...
- Урок по химии для 8 класса по теме: “Реакции обмена” Урок по химии для 8 класса по теме: “Реакции обмена” Составлен учителем химии МОУ “СОШ №5 г. Кировска” Зудковой Верой Сергеевной Цель урока: – предупреждение неуспеваемости обучающихся посредством создания ситуации Успеха в результате совместной творческой работы ученика и учителя. Задачи урока: – дать определение и раскрыть сущность реакций обмена; – закрепить новый материал с помощью […]...
- Нервная система. Рефлекс. Инстинкт Вопрос 1. На примере нервной клетки покажите, как взаимосвязаны строение и функция. Каждая нервная клетка имеет один длинный отросток (аксон), проводящий возбуждение от тела нервной клетки к другим нейронам, и многочисленные короткие ветвящиеся отростки (дендриты), что увеличивает площадь контакта данного нейрона с другими нейронами. Соединяясь между собой, нейроны образуют нервную сеть. Таким образом, строение нервной […]...
- Антитеза как основной прием стихотворения “Огонь и лед” Роберта Фроста (*Общие критические статьи) В основу стихотворения Роберта Фроста “Огонь и лед” положен извечный вопрос о возможных причинах гибели мира. По одной версии, “гибель мироздания случится ото льда”, по другой – “от огня”. Таким образом, мы видим в стихотворении противоборство двух стихий: огня и воды (лед – одно из состояний воды в природе). По мнению поэта, две противоположные стихии […]...
- Новое о противостоянии ВИЧ и организма Результаты очередного исследования, посвященного проблеме распространения ВИЧ в организме, описывают механизм, с помощью которого иммунная система пытается остановить распространение данного вируса по организму. Умение регулировать протекание этого механизма открывает новые возможности для подавления развития ВИЧ и для борьбы со СПИДом. “Многие исследования, посвященные вирусам, в частности ВИЧ, направлены на то, чтобы понять, какие механизмы организм […]...