“Общение с Вольтером”
Цель: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности, критическое мышление.
Тип урока: развитие связной речи.
Лишь работа лишает нас трех больших зол – скуки, порока и бедности.
Вольтер.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
1. Проверка домашней задачи по “цепочке”.
Методический комментарий.
“Цепочка”. Ученики задают вопросы друг другу поочередно; тот, кто отвечает, задает вопрос следующему (определяет сам или учитель называет того, кто будет отвечать).
2. Работа над таблицей “ЗХВ”.
Ученики
3. Ролевая игра “Вхождение в образ”.
Ученики по желанию перевоплощаются в образ Простака, госпожи де Сент-Ив, Гордона и от первого лица делают сообщение о своем персонаже и отвечают на вопросы класса.
Методический комментарий.
“Вхождение в образ”. Ролевая игра помогает ученикам лучше понять сущность и поступки литературных героев. Ученики, “войдя в образ”, стараются лучше понять состояние души героя, мотивы его поступков, взгляды
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Сегодня мы завершаем знакомство с творчеством известного французского просветителя Вольтера. Теперь мы знаем о нем значительно больше, чем несколько дней тому назад.
У кого-то остались определенные вопросы без ответа, кто-то ощутил симпатию к автору, у кого-то появилось желание поделиться с ним мыслями. Именно это мы и попробуем сделать сегодня, написав небольшое письмо Вольтеру. Выражение Вольтера: “лишь работа лишает нас трех больших зол – скуки, порока и бедности” станет нашей движущей силой.
III. РАбота над темой урока.
1. Подготовка к написанию письма.
Требования к написанию письма:
Почтительное приветствие;
Вопрос или пожелание автору;
Несколько слов о себе или причинах, которые побуждали к написанию письма;
Прощальные слова.
2. Написание письма.
Методический комментарий.
“Литературные письма” направлены на формирование у учеников умения оформлять мысли относительно прочитанного и обмениваться ими. В ходе обработки учеником соответствующей темы у него возникают определенные мысли и соображения, которые он записывает. Стратегия может быть использована в ходе проведения “Семинара читателей” (записи ученик предлагает соседу для обмена информацией или получения ответа) и на этапе осознания содержания урока.
Вместе с тем ученики учатся правилам написания писем, придерживаясь общепринятых требований.
IV. Рефлексия.
1. Ознакомление с написанными письмами.
(Ученики зачитывают по желанию).
Примечание. Поскольку письма представляют собой процесс мышления и не предназначены для распространения, в них могут допускаться орфографические, грамматические и синтаксические ошибки, которые не следует учитывать, поскольку они отображают начальную фазу процесса писания.
2. Подведение итогов.
“Методика одного предложения”.
Проблемный вопрос: “Как Вольтер относился к человеку?”.
Варианты ответов:
Человек, по мнению Вольтера, не должен мириться со злом и называть его добром. Наилучшим есть “естественный” человек, поскольку в нем намного меньше фальши, которая является творением несовершенного общества. человек должен зло называть злом и активно с ним бороться, даже если природа одарила человека самым нежным характером. человек от природы создан добрым; все зло идет от неправильно организованного общества. Если человек будет бороться со злом, оно будет побеждено.
Методический комментарий.
“Методика одного предложения” используется для того, чтобы прокомментировать эпиграф к занятию, цитату, проблему, сделать обобщение. Такое общее групповое обсуждение предоставляет возможность каждому высказать собственную мысль или позицию.
Ответы не комментируют и не оценивают. Учитель делает лишь обобщение.
V. ДОмашняя задача.
Опережающая задача: подготовить сообщение о жизненном и творческом пути И. В. Гете; заполнить хронологические таблицы или составить тезисы (письменно); прочитать трагедию “Фауст”.