Общечеловеческое значение романа Л. Толстого “Анна Каренина”

Цель: углубить, подытожить и обобщить знания учеников о произведении, его идейно-художественных особенностях; развивать навыки выделения главного, обобщение, высказывание собственного обоснованного оценивания; воспитывать высокие морально-этические принципы, эстетичные вкусы. Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного.

Что плохо? Что хорошо? Что нужно

Любить, что ненавидеть? Ради чего

Жить, и что такое Я? Что такое жизнь?..

Какая сила руководит

всем?

Л. Толстой

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. “Что плохо? Что хорошо? Что нужно любить, что ненавидеть? Ради чего жить, и что такое Я? Что такое жизнь?..

Какая сила руководит всем?” – спрашивал себя Л. Толстой, как спрашивали себя много поколений людей до него и после него, как спрашиваем себя об этом мы (обращение к эпиграфу урока). В чем заключается сила и эстетичная привлекательность произведений Л. Толстого для современных читателей – мы и поговорим сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Систематизация,

обобщение знаний.

1. Литературный диктант.

– Где познакомились Анна Каренина и Вронский? (На вокзале).

– Почему Кити отказала Левину во время первого его приезда в Москву? (Считала, что влюблена в Вронского)

– Что заставило Анну сознаться мужу в любви к Вронскому? (Падение Вронского с коня на гонках)

– Что Каренин требовал от Анны? (Придерживаться внешней пристойности)

– Когда Анна попросила прощения у мужа? (Во время родов и болезни, когда считала, что ее жизнь подходит к концу)

– Одинаково ли Анна относилась к своим детям? (Сергея любила больше)

– Что сделал Вронский ради Анны? (Отказался от карьеры)

– В путешествие в какую страну поехали влюбленные? (В Италию)

– Когда Левин начал понимать жизнь и находить в ней смысл? (Когда работал наравне с крестьянами)

– Когда Анна чувствовала более всего “отторженной” от “высшего света”? (Во время посещения театра).

– В седьмой части романа Анна гибнет. А кто рождается? (Сын у Левина)

– Кто является прототипом автора в романе “Анна Каренина”? (Левин)

2. Интерактивное упражнение “Мозговой штурм”.

– Определите образы-символы в романе Л. Толстого “Анна Каренина”. (Образы бури, метели, ветра, “паутины вранья”, железные дороги, пути, свечки).

– Прокомментируйте каждый из этих образов. (Железная дорога – символ сил, вражеских человеку; буря, ветер, метель – предупреждение, знамение несчастья; образы огня, тепла, свечки связаны с раскрытием образа главной героини – от блеска глаз до внутреннего стрежня).

– Определите художественные особенности романа, приведите примеры и прокомментируйте их. (Индивидуальный язык персонажей. Язык представителей “высшего света”, кроме главных героев, является однообразным, сухим, бессодержательным. Язык Анны, Левина, которым автор сочувствует, является ярким, образным, богатым. В романе подаются яркие, индивидуализированные портреты героев, которые позволяют раскрыть их внутренний мир.

Пейзажи передают душевное состояние героев. Сны героев играют символическую роль (например, сон Анны о старике, который работал с железом). Внутренние монологи раскрывают мысли, душевные переживания персонажей.

Они являются характерными для “живых” персонажей, которым симпатизирует автор: для Левина с его поисками истины, для Каренина, который страдает, для Анны).

3. Слово учителя с элементами беседы.

Роман завершается картиной могущественной весенней грозы, когда Левин увидел звездное небо над своей головой. После каждой вспышки молнии яркие звезды исчезали, а потом, “будто брошенные какой-то ловкой рукой, снова появлялись на тех же самых местах”.

– Прокомментируйте значение этого пейзажа. (Это символическая образ. Гроза символизирует очищение, прозрение, решение сложных жизненных вопросов. Звезды – указатель. Герой делает

Выбор – посвятить жизнь созданию добра).

4. Промежуточный итог.

Учитель. В романе “Анна Каренина” Л. Толстой принципиально отказался от “пафоса” и “раздумий”, но все равно старался сделать свое произведение поучительным, воспитательным.

Свою позицию он высказал не в прямых монологах, а в настойчивости и последовательности, с которыми противопоставил главной героине – Анне Карениной, которая страдает, положительного героя Константина Левина.

“Анна Каренина” – роман, который отобразил философские взгляды Толстого, его сомнения. Произведение, которое показало современное писателю общество, остается актуальным и по сей день, ведь в нем поднимаются вопросы, важные для человека любой эпохи. Утверждение писателя о “несомненном смысле добра” никогда не потеряет своего значения для человечества.

V. Домашняя задача.

Для всех: подготовиться к беседе по внеклассному чтению.

Индивидуальное: подготовить сообщение об А. П. Чехове (1-2 ученика).

VI. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение:

– Актуальность и эстетичную привлекательность романа “Анна Каренина” я вижу в том, что…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Общечеловеческое значение романа Л. Толстого “Анна Каренина”