Общая характеристика лирики М. Ю. Лермонтова



Раннее творчество Лермонтова важно для понимания его мировоззрения, пройденной эволюции и в целом не уступает среднему уровню романтической литературы 20-30-х гг. Уже тогда была четко заявлена как основная для него идея деятельности ( “Так жизнь скучна, когда боренья нет.”, Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать. (“1831-го июня 11 дня”)) К лирике Лермонтова больше, чем к пушкинской и вообще предшествующей, применимо понятие “лирический герой”.

Герой разных его стихотворений обладает некими, пусть абстрактными, биографическими чертами.

Он уверен в своей избранности, он соотносит себя с Байроном и с океаном.

То с каким-то удивительным подвигом, то с поэзией связывается право на бессмертие, приобщение к высшему, небесному миру здесь, на земле. Человек в стихах Лермонтова наделяется демоническими чертами, и контрасты в его душе служат оправданием страдающего “высокого зла” (как и в “Герое нашего времени”) (Лишь в человеке встретиться могло Священное с порочным. Все его Мученья происходят оттого.

(“1831-го июня 11 дня”). Лирический

герой тяготеет к совершенству, и только побочным результатом этого становится слава (“Слава”, 1831). Фатальная обреченность человека не препятствует его героическому стремлению к высокому, он готов ради самого этого стремления и на неизбежное поражение, и на гибель.

Кроме философской темы у раннего Лермонтова представлены темы любовная (циклы, обращенные к Е. А. Сушковой, Н. Ф.

Ивановой, В. А. Бахметевой) и гражданская – с апофеозом древнего Новгорода (о том же поэма “Последний сын вольности”, 1831), интересом к народным восстаниям во Франции, как в стихотворении “30 июля. – (Париж) 1830 года”, или в будущей России, как в стихотворении “Предсказание” (“Настанет год, России черный год…”, 1830). Вечная неудовлетворенность поэта воплощена в его юношеском шедевре – “Парусе” (1832). Он не был напечатан Лермонтовым, во-первых, из-за неоговоренной цитаты, составившей первый стих (“Белеет парус одинокой” – из поэмы А.

А. Бестужева), и, во-вторых, из-за автобиографического подтекста. Лермонтов, оставив МУи девушку, ответившую ему взаимностью после двух его тяжелых личных неудач, только что переехал в Петербург и резко изменил свою жизнь, решив пойти в военную службу.

” Поэт бежал от счастья в противоположность своему лирическому персонажу, олицетворенному парусу, но, словно он, просил от жизни “бури, /Как будто в бурях есть покой!”. Автор и персонаж все больше сближаются на протяжении трех строф стихотворения.

В первой парус далеко, я автор только гадает о том, что он кинул и что ищет. Во второй мы уже как бы на корабле, слышим скрип мачты; теперь поэт уверенно восклицает: “Увы, – он счастия не ищет /И не от счастия бежит!” В этой фразе еще заключается скрытое противопоставление себя и паруса. Последняя же строфа – противопоставление ясной, тихой погоды и бури, которую предпочитают оба, и автор, и персонаж-парус.

Оба предпочитают бурю не только покою, но и счастью (“он счастия не ищет”), хотя это и тягостно (“Увы”), буря им заменяет счастье. Таковы мятущиеся, романтические, всегда неудовлетворенные жизнью натуры. Лирика 1836-1841 гг.

, хотя ее гораздо меньше, намного разнообразнее, несводима к нескольким темам. Меньше стало любовных стихов, меньше авторского “я” (которое теперь соотносится с образом поколения), появляется ирония, разрабатывается иносказательная “повествовательная” лирика, внешний мир изображается в ней и в поэмах гораздо отчетливее и детальнее, без прежних штампов. Имитируется устное высказывание, обращенность к широкой аудитории; предполагается и некий отклик – либо враждебный, либо сочувственный. В стихотворениях “Валерик”, “Завещание”, “Родина”, “Свиданье”, стихотворной записи “Любил и я в былые годы…” в альбоме С.

Н. Карамзиной очевидна реалистическая установка, так же как в поэмах “Сашка” (1835-1836), “Тамбовская казначейша” (1838), “Сказка для детей” (1840), романе “Герой нашего времени”. Но преобладают у Лермонтова романтические лирика и поэмы, включая выросшие из раннего творчества “Демон” и “Мцыри”. Даже в произведениях, бесспорно приближающихся к реализму, представлен романтический историзм, акцентирующий не закономерную связь, а разрыв, противопоставление эпох. Так и в “Бородине” (1837), основную идею которого В.

Г. Белинский отождествлял с идеей “Песни про царя Ивана Васильевича…

” (“Да, были люди в наше время…”), и в “Думе”, и в “Поэте” (оба – 1838), и в других социально-критических стихотворениях. В зрелой лирике Лермонтова возникают мотивы умиротворенности, приятия жизни (даже умиленного). Однако они чередуются с прежними мотивами бунтарства, непримиримости – “Ветка Палестины”, “Когда волнуется желтеющая нива…

“, “Молитва” ( лирический герой молиться о счастье любимой женщины) написаны между страстной инвективой “Смерть поэта” ( на смерть Пушкина) и гражданско-обличительными “Думой”( обличение поколения, дети заменили дело чтением, перед опасностью постыдно малодушны, и перед властию – презренные рабы. Ошибки отцов – поздний ум) и “Поэтом” ( поэт – осмеянный пророк, кинжал – игрушка, но потом – оружие поэта, железный стих) 1841 г.

После “Родины” ( написанная тем, кто отказывал Лермонтову в патриотизме) написано “Прощай, немытая Россия…”, а самые последние произведения Лермонтова – философски умудренное “Выхожу один я на дорогу..”, баллада “Морская царевна” о столкновении разных миров, печальном для них обоих, и “Пророк”, полемичный по отношению к “Пророку” Пушкина, – о пророке отвергнутом, гонимом и презираемом людьми, но не оставленном Богом. Теперь он не горд, однако он остается пророком и тогда, когда ему не верят, но именно в этой перспективе ценность пророка для автора несомненна. У Лермонтова завершается процесс ликвидации жанровых границ в поэзии.

Большинство его поэтических текстов – “стихотворения” вообще, часто синтезирующие особенности разных жанров.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Общая характеристика лирики М. Ю. Лермонтова