Общая характеристика лирики Константина Дмитриевича Бальмонта
В историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей первого символистского поколения – так называемого “старшего символизма”. Облик лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в иерархии ценностей. Всеохватность, космизм индивидуалистических дерзаний, жажда всего коснуться, все испытать – постоянные приметы поэтического мышления Бальмонта. Его лирический герой не устает любоваться своей “многогранностью”, стремится приобщиться к культурам всех времен и народов,
…Я хочу быть первым в мире, на земле и на воде, Я хочу цветов багряных, мною созданных везде. (“Как испанец”, из сб. “Горящие здания”)
Лирическому сознанию Бальмонта присущ своеобразный культ мгновения: его поэзия – неустанная погоня за “мигами красоты”. В высшей степени поэту была свойственна способность смешивать разнородные впечатления. Образы его поэзии, как правило, мимолетны и неустойчивы.
Поэта всегда привлекал не предмет изображения, а острота ощущений и многоцветье впечатлений, вызванных в его сознании
Основой лирики он считал “магию слов”, под которой понимал прежде всего музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек. Следствие такой позиции – неустойчивость, аморфность композиции стихотворения и отдельной строфы. В стихотворении как бы нет смыслового центра или эмоциональной кульминации; на первый взгляд случайное соединение отдельных фрагментов создает впечатление сиюминутной импровизации.
Фиксация прихотливых нюансов настроения составляет часто предмет лирического высказывания Бальмонта.
Внимание к переменчивым состояниям природы и внутреннего мира человека сформировало импрессионистскую поэтику Бальмонта. Поэт внес серьезный вклад в техническое совершенствование русского стиха. Он умело, хотя и излишне часто использовал аллитерации, ассонансы и разнообразные типы словесных повторов.
Стихотворения Бальмонта воздействуют на слушателя не столько смыслом слов, сколько звуковой “ворожбой”. Ради нужных ему звуков поэт готов был пожертвовать ясностью смысла, синтаксическим разнообразием и даже лексической сочетаемостью слов (как, например, в строчке “чуждый чарам черный челн”). Поэт часто использовал однородные эпитеты, вообще тяготел к многократному повторению грамматически или синтаксически однотипных конструкций, что порой придавало его стихам монотонность.
Ранний литературный дебют и сравнительно быстро достигнутая поэтом известность обусловили заметное, хотя и кратковременное влияние, которое его поэзия оказала на многих поэтов серебряного века.
- Общая характеристика лирики < p>В историю русской литературы Константин Бальмонт вошел как один из ключевых представителей “старшего символизма” – первого поколения русских символистов. Лирический герой в стихотворениях Бальмонта не устает любоваться своей “многогранностью”, стремится приобщиться к культурам всех времен и народов, принести хвалы всем богам, пройти все дороги и переплыть все моря. Его облик отличает всеохватность, космизм индивидуалистических […]...
- О поэтике Константина Бальмонта Бальмонту суждено было стать одним из значительных представителей нового символического искусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии, которая помимо конкретного смысла имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионизм – поэзию впечатлений. Его поэтический мир – это мир тончайших […]...
- Общая характеристика лирики Иннокентия Федоровича Анненского “Поэты говорят обыкновенно об одном из трех: или о страдании, или о смерти, или о красоте”, – писал И. Анненский в одной из статей. Эта формула верна прежде всего по отношению к его собственному поэтическому миру. Он особенно любил в искусстве трагическое начало и острее своих современников реагировал на любые проявления жизненной дисгармонии. Подлинно трагическое […]...
- Общая характеристика лирики Михаила Алексеевича Кузмина М. Кузмин начал печататься сравнительно поздно – в 1905 г., когда ему было уже 33 года. На протяжении творческого пути он был в той или иной мере близок к разным поэтическим поколениям серебряного века (символизму, акмеизму, отчасти футуризму, поэтическим школам 20-х гг.), при этом, не становясь участником группировок и сохраняя творческую самостоятельность. Незлобивость, отсутствие нередкой […]...
- Биография Константина Бальмонта Дата рождения: пятнадцатое июня, 1867 год Дата смерти: двадцать третье декабря, 1942 год Место рождения: деревня Гумнищи, Владимирская губерния Бальмонт Константин Дмитриевич – поэт-символист, Бальмонт К. Д. – переводчик. Детские годы Родители будущего поэта были людьми знатными и образованными. Отец, Дмитрий Константинович, работал коллежским регистратором, а также мировым судьей. Был председателем земской управы. Мать, Вера […]...
- Общая характеристика лирики Валерия Яковлевича Брюсова На первом этапе существования символизма В. Брюсов был главным теоретиком нового течения и его признанным лидером. Сила характера, умение подчинять жизнь поставленным целям, способность к повседневной тщательной работе – эти качества были стержневыми в личности В. Брюсова. Эстетические взгляды поэта определенно сложились уже в 90-е гг. Их существо – понимание символизма как чисто литературного явления, […]...
- Общая характеристика лирики М. Ю. Лермонтова Раннее творчество Лермонтова важно для понимания его мировоззрения, пройденной эволюции и в целом не уступает среднему уровню романтической литературы 20-30-х гг. Уже тогда была четко заявлена как основная для него идея деятельности ( “Так жизнь скучна, когда боренья нет.”, Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять […]...
- Основные темы и мотивы лирики Бальмонта Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. В начале творческого пути Бальмонт писал множество […]...
- Основные мотивы лирики К. Д. Бальмонта Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник? Среди людей ты божества наместник. Так помни, чтоб в словах твоих был Бог. К. Бальмонт Константин Дмитриевич Бальмонт – поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Сам облик поэта навевает воспоминание о рыцарской эпохе. Кажется, что Бальмонт только гостит в […]...
- Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта “Ветер” В истории русской литературы К. Д. Бальмонт оставил след как представитель “старшего” символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты. Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать “мгновение” жизни – все это позволяет сказать, что К. Д. Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX – начала XX веков. Стихотворения К. […]...
- Анализ стихотворения Бальмонта “Кинжальные слова Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной благочинности. В 1901 году Бальмонт даже был выслан из Санкт-Петербурга из-за того, что активно призывал народные массы к свержению царизма. Поэта не спасло его блестящее […]...
- Анализ стихотворения “Фантазия” Бальмонта “Фантазия” внешне представляет собой развернутое описание спящего зимнего леса. Поэт никак не локализует позицию лирического “наблюдателя”, не конкретизирует психологических обстоятельств его видений. Поэтому он использует тему зимней природы лишь как повод для того, чтобы развернуть безбрежную игру лирического воображения. По сути дела, содержанием стихотворения становится мозаика мимолетных, рожденных фантазией поэта образов. Композиция стихотворения аморфна: каждая […]...
- Большой шлем характеристика образа Масленникова Николая Дмитриевича Масленников Николай Дмитриевич – один из четырех участников карточной игры и соответственно один из четырех героев рассказа “Большой шлем”, посвященного вечному вопросу “жизни и смерти”. М. единственный герой, наделенный не только именем, отчеством, но и фамилией. “Они играли в винт три раза в неделю: по вторникам, четвергам и субботам” – так начинается повествование. Собирались у […]...
- Общая характеристика творчества Ему недоставало еретичества, чтобы стать гением. Ф. Абрамов Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. В тысяча девятьсот двадцать пятом году появляются первые стихи начинающего поэта. С […]...
- Общая характеристика творчества В. Хлебникова < p>”Мое мнение о стихах сводится к напоминанию о родстве стиха и стихии. (…) Вообще молния (разряд) может пройти во всех направлениях, но на самом деле она пройдет там, где соединит две стихии”, – размышлял поэт-“будетлянин” Велимир Хлебников о внутреннем содержании стихотворения. Его глубоко новаторская поэзия, наполненная сакральными образами и метафизическими раздумьями, далеко не сразу […]...
- Общая Характеристика поэтики футуризма В формально-стилевом отношении поэтика футуризма развивала и усложняла символистскую установку на обновление поэтического языка. Символисты придали слову мерцающую многозначность, выработали тонкий инструментарий непрямой, ассоциативной передачи смыслов, усилили звуковую и ритмическую выразительность стиха. Футуристы пошли значительно дальше. Они не только обновляли значения слов, но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста, а также гораздо […]...
- Творчество Бальмонта в контексте поэтики символизма Автором этого стихотворения восторгались – “гений”. Его низвергали – “стихотворная болтовня”. Над ним подтрунивали. Его изучали. Им любовались. И до сих пор нет однозначной точки зрения на К. Д. Бальмонта, поэта, переводчика, эссеиста, большого мастера русской литературы. Его современник А. Блок, отдавший в молодости дань символизму, сказал о нем удивительные слова: “Когда слушаешь Бальмонта – […]...
- Анализ стихотворения Бальмонта “Камыши” Поэтический мир Константина Бальмонта весьма богат и разнообразен. Будучи приверженцем символизма, он на заре своего творчества очень часто экспериментировал с образами и создавал произведения, объединенные глубоким философским смыслом. В 1895 году поэт опубликовал поэтический цикл “За пределы”, в который вошло стихотворение “Камыши”. Пытаясь расширить рамки сознания, автор наделил болотные растения чувствами и разумом, проведя параллель […]...
- Анализ стихотворения Бальмонта “Песня без слов” В 1894 году Бальмонт выпустил сборник “Под северным небом”. В стихотворениях преобладали настроения, характерные для поколения 90-х. Лирический герой делился своими романтическими переживаниями, жаловался на безрадостность и унылость собственного существования. При этом литературные критики хвалили творчество Константина Дмитриевича за музыкальность и изящество формы. Кроме того, именно в этой книге нашли выражение декадентские идеи, которые Бальмонт […]...
- Общая характеристика литературы средневековья Начало исторически известной западноевропейской культуры, а следовательно, и литературы, относится к IV – V вв н. э., когда после распада Римской империи на арену мировой истории выступили новые варварские народы. Великое переселение народов. К моменту распада Римской Империи население тех ее западных провинций, которые были наиболее тесно средневековьяязаны с метрополией – Италии, Галлии, Испании, – […]...
- Анализ стихотворения Бальмонта “Бесприютность” Константин Бальмонт неоднократно предпринимал попытки заглянуть за границы мироздания и понять, почему их невозможно раздвинуть одним лишь усилием собственного сознания. Поэт терзался вопросом, почему в этом огромном мире он чувствует себя так неуютно и не может во всей Вселенной отыскать место, где бы смог быть по-настоящему счастлив. Его тяготит суета больших городов, но и в […]...
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ XVIII В. КЛАССИЦИЗМ Литература Петровской эпохи: панегирическая и “частная”. Проповеди Феофана Прокоповича. Формирование светской литературы. Становление и эволюция классицизма: истоки мирового классицизма: основные черты (культ разума, гражданственность, идеализация героев, четкое деление героев на абсолютно положительных и отрицательных, схематизм в сюжетно-композиционной организации текста). Основные принципы эстетики: подражание образцам (эталон – искусство и культура античности), подражание природе. Принцип трех единств […]...
- Общая характеристика ведущих путей развития поэзии середины ХIХ ст Цель: помочь ученикам понять основные тенденции развития литературы в середине ХIХ столетия; развивать навыки составления опорных конспектов; учить определять главное, систематизировать и обобщать приобретенные знания, использовать межпредметные связи; воспитывать любовь к художественному слову. Оборудование: портреты писателей середины ХIХ столетия, выставка поэтических сборников. Тип урока: изучение нового учебного материала. Каждый человек является Вселенной. Она с ним […]...
- Писатели символисты русского модернизма. Творчество Бальмонта Символисты широко пользовались в своей поэзии приемами импрессионистского искусства, выражая случайные, мимолетные настроения. Они достигли значительных высот в передаче тончайших оттенков чувств. Однако в творческой практике многих из них красота формы, мелодия стиха являлись основной целью, и эта цель достигалась в ущерб глубине и ясности мысли. Символисты стремились приблизить стихи к музыке, надеясь таким образом […]...
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Общая характеристика развития страны в годы после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. Трудности развития и богатство творчества. Три потока развития литературы, объединенные в последние десятилетия: советская литература, возвращенная литература и литература русского зарубежья. Советская литература. 19171941 годы: Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: “Железный поток” А. Серафимовича, “Бронепоезд 14-69” […]...
- Анализ стихотворения Бальмонта “Голос дьявола” Бунтарь по своей натуре и потенциальный революционер, Константин Бальмонт довольно рано осознал, что путь, который он выбрал в жизни, является утопическим. Общественные настроения, так близкие поэту, в какой-то момент предстали для него в совершенно ином ракурсе. Бальмонт вдруг осознал, что построение нового общества без разрушения старых основ попросту невозможно. И это означает, что без жертв […]...
- Общая характеристика сборника сонетов Шекспира Осуждение эгоизма, проходящее через весь сборник сонетов, находит выразительное и специфически шекспировское воплощение в первых стихотворениях, которые по традиции считают сонетами, обращенными к другу. В них Шекспир неоднократно советует адресату своих сонетов увековечить свою красоту в потомстве и тем самым дать начало новой красоте. Эта тема, связанная с пониманием любви как творческого начала, уже встречалась […]...
- Анализ стихотворения Бальмонта “Альбатрос” Популярность к Константину Бальмонту пришла в конце 90-х годов 19 века. Однако поэт понимал, что ему катастрофически не хватает новых жизненных впечатлений, которые бы вдохновили его на создание стихов, выдержанных в излюбленном духе символизма. Именно поэтому не рубеже веков Бальмонт очень много путешествует, не останавливаясь по долгу в одном месте. За несколько лет он успевает […]...
- Анализ стихотворения Бальмонта “Бог и Дьявол” Среди поэтов серебряного века трудно отыскать автора, которого бы не волновали вопросы мироздания. Каждый русский литератор самостоятельно трактовал для себя такие понятия, как “Бог” и “Дьявол”, ассоциируя их с событиями собственной жизни или же общественными явлениями. Для Константина Бальмонта эти два мифических персонажа олицетворяют не только понятия добра и зла. Они – залог равновесия Вселенной, […]...
- Общая характеристика сборника “Сад божественных песен” История создания “Сада…”. Переяславский период – важная веха в жизни Г. Сковороды. Собственными глазами он наблюдал своеволие и жестокость помещиков, которые беспощадно угнетали крепостных. Здесь он имел возможность теснее сблизиться с трудовым народом, проникнуться его мыслями и ожиданиями. Именно в этот период окончательно формируется его мировоззрение как просветителя, демократа, определяются основные творческие принципы как передового […]...
- Общая характеристика средневековой культуры Термин “средневековье”, введенный в 1667 г. немецким историком Горном, в классической (христианской) схеме периодизации культурно-исторического процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем. IV-VI – переход от античности к средним векам (476 – императора убили, падение Рима) V – X/XI – распад цивилизации, темные века, раннее средневековье XI-XIII – высокое средневековье “XIII – Возрождение в […]...
- “Беглец” (1838) Лермонтова. Общая характеристика “Беглец” – третья из шести зрелых поэм Лермонтова. После реалистической “Тамбовской казначейши” поэт вновь возвращается к романтизму. Но романтизм здесь особый, необычный даже для Лермонтова. Действие переносится на Кавказ, в обстановку героической борьбы горцев против русского самодержавия. Но в центре изображения на этот раз не романтический герой, а своеобразный “антигерой”. Молодой горец Гарун, спасая, жизнь, […]...
- Общая характеристика романтизма Одновременно возникает в Англии, Франции, Германии. Это 1790-й год. А в начале XIX века романтизм появляется в России, Америке и в странах, не обладавших государством самостоятельно, но эти произведения написаны на национальных языках. Польшу разделили. Восток – Российская империя, Юго-Восток – Австро-Венгрия, Запад – Пруссия. В 20-30-е годы появились поэты-романтики. Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий. […]...
- ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА общая характеристика ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА Более восьмидесяти лет назад Александр Блок высказал надежду на внимание и понимание своих будущих читателей. Пятнадцать лет спустя другой поэт, Владимир Маяковский, подводя итоги своей литературной работы, впрямую обратится к “уважаемым товарищам потомкам”. Людям будущего доверяют поэты самое главное: свои книги, а в них – все то, к […]...
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ” Два обстоятельства творческой истории романа “Обломов” нужно иметь в виду, что- бы правильно понять, о чем это произведе- ние. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал “Сон Обломова” – “увертюра всего романа”, тем не менее, в окон- чательном тексте занявшая место 9-й главы первой части. “Сон” является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоя- […]...
- Общая характеристика одного из романов И. А. Гончарова “Обломов” Два обстоятельства творческой истории романа “Обломов” нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал “Сон Обломова” – “увертюра всего романа”, тем не менее, в окончательном тексте занявшая место 9 главы 1 его части. “Сон” является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоятельство – перерыв […]...
- Общая характеристика спора Цель предлагаемых заданий – выработать практические навыки выделения спора и его видов в речевых коммуникациях, а также практические приемы ведения спора. В заданиях используются следующие термины: Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Полемика – вид спора, в […]...
- Литературная карьера Бальмонта Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 г. в поместье своего отца недалеко от Иваново-Вознесенска – “русского Манчестера”. Он считал, что его семья – выходцы из Шотландии. Сначала Бальмонта по политическим мотивам исключили из гимназии, потом из Московского университета. Все-таки ему удалось получить диплом юриста в Ярославле. Там в 1890 г. он напечатал первую книгу стихов […]...
- Общая характеристика “деревенской прозы”. Герой деревенской прозы Чуть раньше, чем поэзия “шестидесятников”, в русской литературе сложилась наиболее сильная в проблемном и эстетическом отношении литературное направление, названное деревенской прозой. Это определение связано не с одним предметом изображения жизни в повестях и романах соответствующих писателей. Главный источник такой терминологической характеристики – взгляд на объективный мир и на все текущие события с деревенской, крестьянской точки […]...
- Анализ стихотворения Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого автора, и стихотворение “Я мечтою ловил уходящие тени…” , написанное в 1895 году, не является исключением. Между тем, речь в данном произведении идет совсем не […]...