Обреченность поэта на одинокость в условиях высшего мира

Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. Поэты XX столетия воспринимали и сейчас воспринимают М. Ю Лермонтова как своего современника, хотя прожил он всего лишь 27 лет. Замыслы его не осуществлялись, грубые слухи упрямо гримировали его то в пасмурного скептика, то в неугомонного гусара.

И каждый из поэтов находил в Лермонтове близкий ему мотив, каждый воображал его себе по-новому. Если Ахматова вспомнит Лермонтова там, “где горные травы очаровательно пахнут”, то Антокольский свяжет образ поэта с буйной грозой, с мятежной стихией. Еще с детства поэта окружали разнообразные противоречия, а это приводило к трагическим неурядицам в жизни.

На чувствительную душу ребенка, который плакал в колыбели, слушая материнскую песню, обрушивается жестокая родственная драма, ссоры отца и бабушки. В легендах о Пугачеве, песнях о Стеньке Разине, в красоте Кавказских гор к Лермонтову приходит мечта о воле. А вместе с тем он видит в имении матери приниженных крепостных и исполняется ужасом, выкрикнув: “Бабушка! Разве ж можно бить людей?!

Я запрещаю!”.

Чтение Пушкина и Шиллера, уроки истории, рассказа о 1812 году рождают в душе молодого Лермонтова стремление к чему-то героическому. Но здесь именно оказывается, что все стремления можно укротить одним лишь движением руки императора, как это произошло тогда, когда, возмущенный непочтительным, как ему показалось, отношением воспитанников, Николай І приказал закрыть Благородный пансион. Тем не менее, Лермонтов не отказался стремиться к свободе, хотя и сознавал ее недосягаемость. Поэт не смирился, и дерзкое желание бунтовать вдохновляло его.

Мечта о гармонической жизни, о духовном единстве со всем светом не оставляла поэта даже накануне смерти. Об этом свидетельствуют прекрасные стихи Лермонтова “Тучи”, “Выхожу сам я на дорогую”, “в январе 1840 года”.

Общество, которое окружало поэта, вызвало в нем непринятие. Одинаковость людей и их неспособность мыслить делают невозможным общение с ними. Поэт обречен на одинокость: “Жизнь моя – я сам”, – пишет он М, А. Лопухкий.

Но пренебрежение к обществу и одинокость удручают поэта. Он боится разорвать все, что его связывает с людьми, боится скептицизма, которым будет отравлять душу поэта подловатый высший мир. Лермонтов ночь, как он пишет в одном из писем, “прогнать, прочь холодную иронию, которая неудержимо прокрадывается вдавлю”, но не может сделать этого, так как “мир” вызывает у него лишь пренебрежение.

Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в высшем мире приоткрываются нам во многих стихах Лермонтова, например, “Смерть Поэта”, “Мир”, изображенный в этих произведениях, не только скучный, а даже преступный: он убивает поэтов. Так, обвиняя непосредственного убийцу Пушкина, поэт указывает так же на его тайных убийц. Лермонтов захватывается мятежным духом Пушкина, но вместе с тем сознает, что бунтовать самому, когда тебя никто не поддерживает, – напрасная вещь.

Напрасная потому, что весь мир отгорожен от свободолюбивого духа мятущегося поэта стеной несправедливости, вранья, равнодушия и подлости. Но поэт начал борьбу, сойдя с того пути, который определила ему судьба. Именно в этом заключаются для Лермонтова внутренние причины трагедии: поэт обречен на одинокость, но не может так жить, он бросается в чужой для него мир и гибнет.

Это ярко показала судьба самого Лермонтова.



Обреченность поэта на одинокость в условиях высшего мира