Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Современник Пушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи революционного выступления декабристов в 1825 году. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятелями русской общественной мысли и литературы новые задачи. Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, Гоголь стал одним из величайших представителей критического реализма в русской литературе.

Как отмечает Белинский, “Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность”.

Центральное место в поэме “Мертвые души” занимает проблема русского помещичьего класса, русского дворянства как господствующего сословия, его судьба и роль в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя является сатира. В образах помещиков отражается процесс постепенной деградации этого класса, выявляются все его пороки и недостатки. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст.

Ирония помогла писателю говорить о том, о чем говорить в условиях цензуры было невозможно. Ирония – характерный элемент гоголевской сатиры. Она присутствует не только в авторской речи, но и в речи персонажей.

Поэма построена как история похождений Чичикова, чиновника, скупающего “мертвые души”. Композиция произведения позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы (пять глав из одиннадцати).

Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них присутствуют типичные черты русского помещика.

Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развертывается все более страшная картина разложения крепостнического общества.

Открывает портретную галерею помещиков Манилов. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая “не многих могла заманить своим местоположением”. С иронией описывает автор господский двор, устроенный с претензией на “аглицкий сад с заросшим прудом”, жиденькими кустиками и с бледной надписью “Храм уединенного размышления”.

Говоря о Манилове, автор замечает: “Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова”. Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но все это “слишком” и потому принимает уродливые формы. Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности.

Отношения между людьми представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знает жизни, а реальность ему заменяет пустая фантазия. Он любит поразмышлять и помечтать.

Но его прожектерство далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян он не знает и никогда не думает.

Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался образованнейшим человеком. С иронией автор высказывается об обстановке дома Манилова, в котором “вечно чего-нибудь недоставало”, о его слащавых отношениях с женой.

В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром. Здесь ирония Гоголя как бы нечаянно вторгается в запретную область. Сравнение Манилова с министром означает, что последний не так уж и отличается от этого помещика, а “маниловщина” – типичное явление этого пошлого мира.

Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех “небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода”. Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов натурального хозяйства. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный то вар, как мертвые души.

Ироничен автор в описании диалога Чичикова и Коробочки. “Дубинноголовая – помещица долго не может понять, что от нее хотят, выводит Чичикова из себя, а потом долго торгуется, боясь прогадать. Интересы помещицы не выходят за пределы ее усадьбы. Хозяйство и весь ее быт носят патриархальный характер.

Совершенно иную форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрев. i (IV глава). Это человек “на все руки”, для него характерна своеобразная “широта натуры”. Как иронично отмечает автор: “Ноздрев был в некотором отношении исторический человек”. Ноздрев с легким сердцем проигрывает в карты большие деньги, обыгрывает на ярмарке простака и тут же сам “просаживает” все деньги.

Ноздрев – мастер “лить пули”, он бесшабашный хвастун и несусветный враль. Ноздрев везде ведет себя вызывающе, даже агрессивно. Речь героя насыщена бранными словами, при этом он имеет страстишку “нагадить ближнему”.

В образе Ноздрева Гоголь создал новый в русской литературе социально-психологический тип.

В образе Собакевича сатира автора приобретает более острый характер (V глава). Он мало похож на предыдущих помещиков, – это “помещик-кулак”, хитрый, прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному сумасбродству Ноздрева, накопительству Коробочки.

Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым уда лось бы его обмануть. Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружающих вещах его быта.

В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила: “И я тоже Собакевич”. Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью. Чичикову он показался весьма похожим “на средней величины медведя”.

Собакевич – циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других. Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе. Характерно, что, кроме Собакевича, никто не понимал сущности “негодяя” Чичикова, а он прекрасно понял суть предложения, которое отражает дух времени: все подлежит купле-продаже, из всего следует извлечь выгоду.

VI глава поэмы посвящена Плюшкину, имя которого стало нарицательным для обозначения скупости и моральной деградации. Этот образ становится последней ступенью в вырождении помещичьего класса. Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает, как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика: на всех строениях была заметна “какая-то особенная ветхость”.

Писатель рисует картину полнейшего разорения когда-то богатого помещичьего хозяйства. Причиной этого является не мотовство и не безделье Плюшкина, а его болезненная скупость. Это злая сатира на помещика, ставшего “прорехой на человечестве”.

Сам хозяин – бесполое существо, напоминающее ключницу. Этот герой даже не смешон – он страшен.

Итак, пять характеров, созданных Гоголем в “Мертвых душах”, разносторонне рисуют состояние целого класса. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин – все это различные формы одного явления – экономического, социального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”