ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» (вариант 3)
Работу над поэмой Гоголь начал в 1835 го-
ду. «Мертвые души» были порождены соци-
альными явлениями и конфликтами, которы-
ми характеризовалась русская жизнь 30-х —
начала 40-х годов XIX века. В ней очень верно
подмечены и описаны образ жизни и нравы
того времени. Рисуя образы помещиков: Ма-
нилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и
Плюшкина, автор воссоздал обобщенную кар-
тину жизни крепостной России, где царил
произвол, хозяйство находилось в упадке, а
личность претерпевала нравственную дегра-
дацию.
голь сказал: «Мертвые души» произвели мно-
го шума, много ропота, задели за живое мно-
гих и насмешкою, и правдою, и карикатурою,
коснулись порядка вещей, которые у всех
ежедневно перед глазами… она (поэма) посели-
ла во всех отвращение от моих героев и от их
ничтожности…»
Сюжет поэмы прост: делец-предпринима-
тель, ловкач и аферист Чичиков приезжает
в город, чтобы совершить там сделку — ку-
пить «мертвые души» у местных помещиков.
Галерею владельцев «мертвых душ» откры-
вает Манилов. Гоголь несколькими штриха-
сказать, какой был характер Манилова».
О прошлом Манилова известно только то, что
он служил в армии, теперь находится в от-
ставке, Манилов — бесплодный мечтатель.
Он мечтает о нежнейшей дружбе с Чичико-
вым, узнав о которой «государь… пожаловал
бы их генералами», мечтает о беседке с ко-
лоннами и надписью: «Храм уединенного
размышления»… Вся жизнь Манилова заме-
нена иллюзией. «В общении он слащав и об-
ходителен». Даже речь его соответствует ха-
рактеру: пересыпана сентиментальными вы-
ражениями вроде «майский день», «именины
сердца», «сердечное влечение», но в целом
лишена содержания. «Хозяйством нельзя
сказать, чтобы он занимался, он даже никог-
да не ездил на поля, хозяйство шло как-то
само собою». От этого человека нет никакой
пользы, жизнь его пуста, как, впрочем, пуст
и он сам. Единственным занятием, о котором
упоминает Гоголь, было чтение… одной книги
на протяжении двух лет. Непривычный к
мыслительной деятельности, Манилов расте-
рялся, услышав просьбу продать «мертвые
души», и не нашел ничего лучшего, как про-
сто их подарить.
Следующий потенциальный продавец
«мертвых душ» — Коробочка. Чичиков окре-
стил ее «дубинноголовой». В этом едком оп-
ределении заключена вся сущность помещи-
цы. Глупость, полное отсутствие мысли, ско-
пидомство — основные черты характера
Коробочки.
Характер помещицы наиболее полно рас-
крыт в сцене купли-продажи душ. Помещи-
ца совершенно не понимает сути этой сделки,
но боится продешевить и оказаться обману-
той при продаже «странного, совсем небыва-
лого товара» («ведь я мертвых никогда еще
не продавала»), пытается «примениться» к
рыночным ценам — все это придает сатири-
ческую окраску образу Коробочки, которая
совершенно не видит разницы между мерт-
выми и живыми душами. Образ Коробочки —
образ собирательный. В крепостной России
того времени имения часто управлялись жен-
щинами-помещицами.
Совсем другой по характеру помещик Но-
здрев. Это человек, которого привлекает буй-
ный разгул, веселье, карточная игра. Основ-
ные черты его характера — мотовство, бах-
вальство, вранье; любимое занятие — псарня.
В отношениях с другими он держится нагло,
вызывающе, имеет «страстишку нагадить
ближнему». Сам авантюрист по натуре, он по
достоинству оценивает затею Чичикова: «Ведь
ты большой мошенник, позволь мне это тебе
сказать по дружбе. Если бы я был твоим на-
чальником, то я бы тебя повесил на первом
дереве».
Собакевич — типичный помещик-кулак.
У Собакевича все хозяйство в порядке, отли-
чается добротностью и мебель в доме, а сам
хозяин показался Чичикову «весьма похожим
на средней величины медведя». Делец по на-
туре, Собакевич из тех, кто никогда не упус-
тит своего. Когда Чичиков предложил купить
«мертвые души», Собакевич смекнул, что «по-
купщик, верно, должен иметь здесь какую-
нибудь выгоду», что здесь возможно выгодное
дельце, и заломил по сто рублей за штуку.
На отказ Чичикова платить намекнул на воз-
можность доноса на «не всегда позволитель-
ные» покупки такого рода.
Последним, к кому Чичиков обратился с
предложением продать ему «мертвые души»,
был Плюшкин. Гоголь настолько ярко на-
рисовал образ этого помещика, что его имя
стало нарицательным. В далеком прошлом
Плюшкин был рачительным хозяином, пря-
мой противоположностью всем другим поме-
щикам. Его поместье было в свое время об-
разцовым, посмотреть на которое и перенять
опыт хозяина приезжали соседи. Постепенно
«мудрая скупость» превратилась в скаред-
ность. Страсть обогащения, жадность приве-
ли к деградации личности. Плюшкин пере-
стал быть человеком, превратился в «проре-
ху на человечестве». Его абсолютно ничего
не интересует: ни крестьяне, которые умира-
ют от голода, ни собственная жизнь, ни
жизнь его детей. Внешний вид соответствует
характеру героя. Увидев Плюшкина, Чичи-
ков подумал, что, если бы встретил его у цер-
ковных дверей, «дал бы ему медный грош».
Между тем в амбарах у него хранились ог-
ромные запасы. Вся жизнь этого человека
свелась к одному: тащить все к себе и гро-
моздить запасы:
Белинский назвал Гоголя «поэтом жизни
действительной». Эту действительную жизнь
с ее пороками и показал Гоголь в своей поэме.