ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» (вариант 2)
Вторая четверть 19 века. Эпоха расцвета
крепостничества в России. «Золотой век» по-
местного дворянства, ставшего к этому време-
ни без преувеличения паразитирующим клас-
сом. Душное время, тягостное. Как вскрыть
его пороки, разоблачить крепостников-реак-
ционеров? Разве что высмеять. И великий
русский писатель берется за перо. Гротеск-
ные типажи Гоголя — совокупный образ рос-
сийского помещика.
Жизнь помещика скучна и монотонна.
Она располагает к безделью и пустомыслию.
Кругозор помещика узок, а
жен. Таков Манилов, которого автор не слу-
чайно наделяет характерной фамилией —
каждый ее слог можно тянуть. Сравнивая
героя с котом, автор подчеркивает доброту,
обходительность, вежливость Манилова, ко-
торые доведены до гротеска. Комичен эпи-
зод, когда герой, не желая первым войти в
комнату, втискивается боком в дверь одно-
временно с Чичиковым. Но все эти черты
принимают уродливые формы. За всю свою
жизнь Манилов не сделал ничего полезного.
Его существование бесцельно. Это подчерки-
вается Гоголем даже в описании его помес-
тья, где царят бесхозяйственность,
ние. А вся умственная деятельность хозяина
ограничивается бесплодными фантазиями,
что хорошо бы провести «подземный ход»
или выстроить «каменный мост» через пруд.
Выделяя в портрете персонажа «сладкие,
как сахар» глаза, Гоголь подчеркивает, что
«герой» прекраснодушен и сентиментален до
приторности. Отношения между людьми ему
представляются идиллическими и празднич-
ными, без столкновений, без противоречий.
Жизни он совершенно не знает, реальность
подменяется у него пустой фантазией, игрой
вялого воображения. Манилов на все смотрит
сквозь розовые очки.
Убог духовный мир русского помещика,
примитивен его жизненный уклад. Коробоч-
ка в галерее «мертвых душ» поражает жад-
ностью и мелочностью, хитростью и скупос-
тью. Отсюда и такая фамилия, вызывающая
ассоциации с различными коробочками, сун-
дучками и ящичками, в которые бережно
складываются различные вещи. Таким обра-
зом, Коробочка — одна из тех «тетушек», ко-
торые «плачутся на неурожаи», а между тем
«набирают понемножку деньжонок». Отли-
чительной чертой героини является ее нече-
ловеческая тупость. Гоголь метко называет
ее «дубинноголовой» и «крепколобой».
Но не все помещики тихи и безобидны,
как Коробочка и Манилов. Деревенское без-
делье и жизнь без забот порой вели к дегра-
дации человека, и тот превращался в опасно-
го, наглого хулигана. Картежник, сплетник,
пьяница и дебошир Ноздрев на редкость ти-
пичен для русского дворянского общества.
Болтовня, хвастовство, ругань и вранье —
вот все, на что он способен. Этот балагур
держит себя развязно и нагло, имеет «стра-
стишку нагадить ближнему». Язык героя за-
сорен всякими искаженными словами, неле-
пыми выражениями, бранными словечками,
алогизмами. Дополняет портрет Ноздрева
его фамилия, состоящая из большого коли-
чества согласных, создающих впечатление
взрыва. Кроме того, сочетание букв вызыва-
ет ассоциацию с любимым словечком героя
«вздор».
Не по душе Гоголю и другая край-
ность — доведенная до абсурда домовитость
крепких помещиков. Быт людей, подобных
Собакевичу, устроен добротно, на совесть.
В отличие от Ноздрева и Манилова, герой
очень деятелен. У него все «упористо», без
шаткости, в каком-то «крепком и неуклю-
жем порядке». Даже избы крестьян постро-
ены на века, а колодец сработан из такого
дуба, «который идет только… на корабли».
Внешний могучий облик Собакевича под-
черкивается интерьером его дома. На кар-
тинах изображены богатыри, а мебель похо-
жа на хозяина. Каждый стул как бы гово-
рит: «И я Собакевич». Питается помещик в
соответствии со своим обликом. Блюда по-
даются большие и сытные. Если свинья,
то целиком на стол, если баран, то тоже це-
ликом на стол. Постепенно складывается
образ «человека-кулака», «медведя» и вме-
сте с тем хитрого пройдохи, интересы ко-
торого сводятся к личному материальному
благополучию.
Галерею помещиков «венчает» Плюшкин,
самый карикатурный и одновременно страш-
ный персонаж. Это-единственный «герой»,
чья душа неуклонно деградирует. Плюш-
кин — помещик, целиком утративший чело-
веческий облик, а по существу, и рассудок.
В людях он видит лишь врагов, расхитителей
его имущества, никому не доверяет. Поэтому
он отказался от родной дочери, проклял сы-
на, не принимает гостей и сам нигде не быва-
ет. А люди у него мрут как мухи. Крестьян
он считает тунеядцами и ворами, питает к
ним ненависть и видит в них существа низ-
шего порядка. Уже внешний вид деревни
говорит о беспросветной доле крепостных.
Глубокий упадок всего крепостного уклада
жизни наиболее ярко выражен именнр в об-
разе Плюшкина.
В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь не
случайно высмеивает поместное дворянство.
Ведь собакевичи и Плюшкины управляли Рос-
сией того времени, вершили судьбы русского
народа. Их образы вытканы настолько ярко
и выпукло, что фамилии гоголевских помещи-
ков стали нарицательными. Мы и сегодня ши-
роко используем в обиходе понятие манилов-
щины, сравниваем тех или иных людей с коро-
бочками или ноздревыми.