Образы помещиков Часть 2. по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)



Вместо настоящего чувства – у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности или такие результаты его “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же – духовной пустоты является и Коробочка, типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных.

В противоположность Манилову, Коробочка –

домовитая хозяйка.

У нее “хорошая деревенька”, двор полон всякой птицы, имеются “просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и. прочим хозяйственным овощем”, есть “яблони и другие фруктовые деревья”. Имена крестьян своих она “знала почти все наизусть”.

Приняв Чичикова за покупщика, она предлагает ему всевозможные продукты своего хозяйства.

Но умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает ее тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится продешевить” при продаже.

Все

“новое и небывалое” пугает ее. “Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Указывая на типичность образа Коробочки, Гоголь говорит, что таких Коробочек можно встретить и в среде столичных аристократов.

Иной тип “живого мертвеца” представляет Ноздрев. “Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”.

Ноздрев – полная противоположность и Манилову, и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него “неугомонная юркость и бойкость характера”. Он буян, кутила, враль, “рыцарь кутежа”.

Он не чужд хлестаковщины – стремления показаться значительнее и богаче. Свое хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него одна только псарня.

Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов “ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие! менять все, что ни есть, на все, что хотите”. Однако все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его.

Общественное значение образа Ноздрева заключается в том, что на нем Гоголь наглядно по называет все противоречие между интересами крестьянства и помещиков. На ярмарку из имения Ноздрева привезли продукты сельского хозяйства – плоды, подневольного труда его крестьян – и “продали по самой выгодной цене”, а Ноздрев все прокутил и проиграл в несколько дней.

Новая ступень морального падения человека – “чертов кулак”, по выражению Чичикова, – Собакевич.

“Казалось,- пишет Гоголь,- в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе но там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности”. У Собакевича тяготение к старым крепостническим, формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы.

В отличие от других помещиков, выведенных Гоголем, Собакевич, помимо барщинной, применяет и денежно-оброчную систему: так, например, один Еремей Сорокоплехин, торговавший в Москве, приносил Собакевичу пятьсот рублей оброку.

Рассуждая о характере Собакевича, Гоголь подчеркивает широкое обобщающее значение этого образа. Собакевичи, говорит Гоголь, бывали не только в помещичьей, но и в чиновничьей и ученой среде. И везде они проявляли свои качества “человека кулака”: корыстолюбие, узость интересов, косность.

Пределом морального падении человека является Плюшкин – “прореха на человечестве”.

Все человеческое умерло в нем, это в полном смысле слова мертвая душа, И к этому выводу последовательно и настойчиво ведет нас Гоголь, с самого начала и до конца главы развивая и углубляя тему духовной гибели человека.

Выразительно описание села Плюшкина с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой, с “особенной ветхостью” деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который выглядел “каким-то дряхлым инвалидом”. Один только сад был живописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища.

И вот на этом фоне перед Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в “неопределенном платье, похожем очень на женский капот”, таком рваном, засаленном и заношенном,

Что “если бы Чичиков встретил его, так принаряженного где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош”.

Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячи душ у которого кладовые, амбары и сушильни полны были всякого добра. Однако все это добро гнило, портилось превращалось в труху, так как безраздельно охватившая Плюшкина алчная скупость вытравила у него всякое понимание действительной ценности вещей, затмила практический ум когда-то опытного хозяина. Отношения Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу за сбором всякой дряни, знаменитые кучи хлама на его столе и на бюро выразительно говорят о том, как скряжничество приводит Плюшкина к бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение.

Все пришло в полный упадок, крестьяне “мрут, как мухи”, десятками числятся в бегах.

Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всем окружающему, жесткость и несправедливость по отношению к крепостным.

В Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и

И. до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! – восклицает Гоголь.

В образе Плюшкина с исключительной силой и сатирической заостренностью воплощена позорна я бессмысленность накопительства и скупости порождаемых собственническим обществом.

Вся галерея образов, данная в первом томе “Мертвых душ”, убедительно раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый быт крепостников душевладельцев. Герои Гоголя – не Онегины и Печорины, а то поместное дворянство, которое представлено на балу у Лариных, Внутреннюю примитивность своих героев Гоголь раскрывает при помощи особых художественных приемов. Строя портретные главы, Гоголь подбирает такие детали, которые показывают своеобразие каждого помещика. В результате образы помещиков ярко индивидуализированы и резко, выпукло очерчены.

Применяя прием гиперболы, подчеркивая и заостряя важнейшие черты своих героев, Гоголь усиливает типичность этих образов, сохраняя вместе с тем их жизненность и реальность.

Характеристику каждого помещика Гоголь начинает с описания обстановки, в которой тот живет. Пейзажные зарисовки, которыми начинается это описание, даны так, что уже в них раскрываются основные черты характера того или иного героя поэмы. Так, внешний вид усадьбы Манилова подчеркивает и непрактичность ее хозяина, и его сентиментальную мечтательность, и внутреннюю пустоту человека “ни то ни се”; “дом, построенный на юру”, “храм уединенного размышления”, “скучно-синеватый цвет соснового леса”.

Для усиления впечатления чего-то скучного, неясного, неопределенного привлекается и погода: “Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета”.

Унылый пейзаж, данный в серых тонах, дополняется описанием обстановки в доме, в которой “чего-нибудь вечно недоставало”. Все это красноречиво характеризует владельца поместья, человека, от которого, если скоро не отойдешь, “почувствуешь скуку смертельную”.

После описания усадьбы и дома Гоголь переходит к авторской характеристике его владельца.

Внешность героя дается так, что позволяет читателю проникнуть в его внутренний мир, легко отгадать основные черты характера. Так, в Манилове подчеркнуты “глаза сладкие, как сахар”, слащавость, доходящая до приторности, прищуривание и зажмуривание глаз от удовольствия.

От описания Гоголь переходит к показу героя в действии. Встреча Маниловым Чичикова, состязание в любезности перед дверью в гостиную, разговор о городских чиновниках, угощение обедом – все это полнее знакомит читателя с Маниловым.

Центральным моментом в характеристике героя является его отношение к предложению Чичикова продать мертвые души.

Поведение Манилова в сцене продажи мертвых душ красноречиво говорит и о его бесхозяйственности и о желании угодить приятному гостю, о непрактичности и о полной растерянности: он не только отдает мертвые души безвозмездно, но и расходы по совершению купчей берет на себя.

Но наибольшую выразительность и своеобразие каждому герою придает его речь, которая выбором слов, построением и интонациями вскрывает особенности его мышления, его характер и взгляды.

Слащавость Манилова проявляется и в его лексике (“уж такое, право, доставили наслаждение, майский день, именины сердца”; “препочтеннейший и прелюбезнейший человек” и т. п.), и в строении им фразы (“Позвольте вам этого не позволить…”; “Тогда чувствуешь какое-то, в некотором роде, духовное наслаждение… Вот как, например, теперь, когда случай мне доставил счастие, можно сказать образцовое, говорить с вами и наслаждаться приятным вашим разговором”).

Стремление к красивой фразе вызывает в Манилове или “паренье этакое” мысли, что он даже не может выразить ее, или приводит его к высокопарным выражениям: “Но позвольте доложить, не будет ли это предприятие, или чтоб еще более, так сказать выразиться, негоция, так не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России”.

Те же приемы применяете Гоголь для характеристики и остальных помещиков.

Усадьба, обстановка дома” внешность героя, его манеры я речь, манера угощенья Чичикова, отношение к продаже мертвых душ – все это разное у Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина и все подбором деталей и речевым своеобразием подчеркивает основные черты характера каждого.

Каждый из помещиков своеобразен, не похож на других. Однако все они – помещики-крепостники, а потому в них есть и общие, классовые черты, порожденные феодально-крепостническим строем. Эти черты следующие:

1) паразитизм, жизнь за счет крепостного крестьянства;

2) низменные животные интересы, отсутствие каких-либо высоких идейных побуждений; пошлость, притупление всех человеческих чувств, грубый эгоизм;

3) отсутствие общественно полезной деятельности. Все они – “мертвые души”.

“Так смотрел на них и сам Гоголь. “Будьте не мертвые, а живые души”,- писал он помещикам-дворянам. Так расценивал их и Герцен, занесший в дневник такие свои мысли: “Мертвые души”? Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас и иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие – вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Образы помещиков Часть 2. по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)