Образ “высокого неба” в романе Льва Толстого “Война и мир”

1 вариант

Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” можно назвать “энциклопедией человека и жизни”. Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, войну и мир. Но только ли в том величие гения Толстого, что ему удалось, глубоко осмыслив все, с чем встречался на жизненном пути, дать развернутую картину жизни людей с ее печалями и радостями?

Великий Толстой не был бы так велик, если бы он не проник глубже, в суть вещей. Он не только изобразил определенные

явления в жизни человека и человечества, но и вскрыл причины этих явлений, тайные истоки явных рек.

“Война и мир” – произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя в том, что он воплощает свои размышления в предельно ясной форме и в то же время заставляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в описываемых событиях.

Толстой-философ оказал огромное влияние, на Толстого-психолога и художника. Не случайно одним из основных правил, которых придерживался писатель во время работы над своими произведениями, было ни в чем не отступать от жизненной правды – того, что является

основой подлинного искусства. Толстовские герои – не “герои” в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово.

Их образы нарисованы предельно правдиво, жизненно. По отношению к “Войне и миру” больше, чем к любому другому произведению подходят слова: “Жизнь народа – один из главных героев романа”. И все же, как у всякого автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Марья. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он его себе представляет.

Нет, идеал не в смысле “ходячая добродетель”, образ выдуманный и бесплотный. Толстовский идеал воспринимается совсем иначе: это человек “во плоти и крови”, которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться и разочаровываться, который стремится к счастью, – как все люди. Но, кроме этого, в своих героях Толстой подчеркивает высочайшую нравственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим. И не оригинальность, а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал мужчины – это некрасивый и неуклюжий Пьер, особенно такой, каким мы видим его в эпилоге, а идеал женщины-матери, женщины – хранительницы семьи – непривлекательная и замкнутая княжна Марья.

Писатель наделил своих героев прекрасной душой, не наделив их прекрасной внешностью, и убедительно показал, что первое неизмеримо выше второго. Тем самым он бросил вызов всем анатолям и элен, “сорвал с них маски”, пусть внешне прекрасные, и все увидели под ними уродливую душу. Толстой убеждает читателя в том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры в доброе и прекрасное – самый страшный порок, порождающий множество других.

Нравственность, чистота души, истинные идеалы – вот что писатель ценит в человеке более всего.

Что же такое истинные идеалы, чистота души в понимании Толстого? Ответ на этот вопрос он дает через мысли Андрея Болконского после ранения. Истинно прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое небо, которое люди не замечают, о котором забывают. “Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”.

Этот во многом символический образ проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги.

Этот образ, видимо, можно воспринимать и символически. Красота души, нравственность главных героев романа и самого автора – вот их высокое небо, то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным, а его героев – эталоном духовного совершенства и красоты.

В “Войне и мире” очень большую роль играет пейзаж, но пейзаж не совсем обычный. Описаний природы, таких, как в романах и повестях Тургенева, мы не найдем. Тургеневский пейзаж философский, свойственна ему и эстетическая функция. В романе важна символическая деталь, и часто это лишь элемент пейзажа, обладающий “правами” действующего лица.

Считается, что дуб князя Андрея – символ его судьбы, облака – символ мирной жизни и т. д. Но это верно лишь отчасти. В гораздо большей степени дуб и облака – персонажи, на равных разговаривающие с героем. Они не столько метафоризируются, олицетворяются, сколько, как, допустим, в сказках, являются живыми, наделенными душой и всеми функциями то ли волшебных помощников, то ли просто сказочных персонажей. Главная роль среди таких помощников и собеседников князя Андрея принадлежит небу.

С небом связана вся его жизнь. Оно ему первый советчик и утешитель. “Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец”, – думает Болконский на поле Аустерлица.

С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ничтожестве Наполеона стала его путеводной звездой. Болконский не стремится больше играть важную роль в политической жизни, не связывает свою судьбу с военной карьерой. После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь как бы советуется с небом.

В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе.

Небо как бы поднимает его душу на новый этап духовных исканий. С вопросами к небу обращается и страдающий в плену Пьер Безухов. Он видит “полный месяц” и “бесконечную даль”.

Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни. Итак, в “Войне и мире” Л. Н. Толстого образ неба символичен. Небо символизирует справедливость и вечность, с небом в жизни героев связано все лучшее.

Но не только счастливые моменты жизни, а и минуты духовных откровений связаны с небом. Думается, что небо было для Толстого и его любимых героев как бы перифразом Бога. Ведь Толстой не дает Богу на небе имени ни Христа, ни Саваофа, ни Аллаха и т. д. Бог, по мысли Толстого, един, слово заменяет название непостижимого Божества.

Конечно, вместе с тем небо является важнейшим элементом толстовского пейзажа, образ неба несет и чисто психологическую функцию. И все-таки первостепенная роль неба как религиозно-философского символа несомненна.

2 вариант

Теперь, когда роман “Война и мир” мной прочтен и обдуман, я спрашиваю себя: только ли он о войне с Наполеоном и о мире после победы. И отвечаю – нет, он еще и о смуте в душе, и о мире в душе. Душа – это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек.

Познать, понять душу дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности – наиболее интересная и сложная. В литературе ее исследовали Достоевский и Толстой.

Достоевского интересовал страдающий человек, то есть человек, находящийся в том состоянии, когда его душа не защищена, открыта, когда его индивидуальность находит самое полное выражение. Толстой пошел дальше. Он показал жизнь во всем ее многообразии, в его произведениях мы встречаем и счастливых людей, и людей, способных сделать других счастливыми.

Особенно в этом случае характерными мне представляются герои романа “Война и мир”, его можно назвать “энциклопедией человека и жизни”. Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, войну и мир. Но только ли в том величие гения Толстого, что ему удалось, глубоко осмыслив все, с чем встречался на жизненном пути, дать развернутую картину жизни людей с ее печалями и радостями?

Великий Толстой не был бы так велик, если бы он не проник глубже, в суть вещей.

Толстой умеет гениально анализировать поступки и мысли людей. Он не только изображает определенные явления в жизни человека и человечества, но и вскрывает причины этих явлений, тайные истоки явного. “Война и мир” – произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя в том, что он выражает свои мысли в предельно ясной форме и в то же время заставляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в описываемых событиях. Толстой-философ оказал огромное влияние на Толстого-психолога и художника.

Не случайно одним из основных правил, которых придерживался писатель во время работы над своими произведениями, было ни в чем не отступать от жизненной правды – того, что является основой подлинного искусства.

Часто в героях Толстого нет ничего героического. Они нарисованы предельно правдиво, жизненно. К “Войне и миру” больше, чем к любому другому произведению подходят слова: “Жизнь народа – один из главных героев романа”.

И все же, как у всякого автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Марья. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он его себе представляет. Идеал не в смысле “ходячая добродетель”, образ выдуманный и бесплотный.

Толстовский идеал воспринимается совсем иначе: это человек “во плоти и крови”, которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться и разочаровываться, который стремится к счастью, – как все люди.

Внешность и внутреннее содержание чаще различны, чем идентичны. Красавица Элен никого не способна сделать счастливым, например. Но в своих любимых героях Толстой подчеркивает высочайшую нравственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим.

И не оригинальность, а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал мужчины – это некрасивый и неуклюжий Пьер, а идеал женщины-матери, женщины – хранительницы семьи – непривлекательная и замкнутая княжна Марья.

Осталось неясным, была ли красива Наташа Ростова, когда мы впервые встречаемся с ней. Писатель наделил своих любимых героев прекрасной душой, убеждая читателя в том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры в доброе и прекрасное – самый страшный порок, порождающий множество других. Нравственность, чистота души, истинные идеалы – вот что писатель ценит в человеке более всего.

Да и так ли уж важно красив ли человек внешне? Истинно прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое небо, которое люди не замечают, о котором забывают. “Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”, – думает Андрей Болконский, переосмысляя свою жизнь после ранения. Этот во многом символический образ проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги.

Красота души, нравственность главных героев романа и самого автора – вот их высокое небо, то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным, а его героев – эталоном духовного совершенства и красоты. Только ведь стали они такими, пройдя сквозь разрушительную войну в России и восстановив мир не только в ней, но и в своих душах.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ “высокого неба” в романе Льва Толстого “Война и мир”