Образ Вильгельма Телля в драме Ф. Шиллера “Вильгельм Телль”



“…Нет, для моих высоких идеалов века пока не созрело. Я – гражданин тех веков, которые придут…”, – написал когда-то великий немецкий поэт Ф. Шиллер. Фридрих Шиллер значит для немцев так же много, как Пушкина для россиян или Шевченко для украинцев.

Он – автор произведения, которое Европа сегодня избрала своим именем. Это – “Ода к радости”, слова которой положил на музыку великий Людвиг Ван Бетховен. Если вслушаться, мы поймем, что это вакхичное произведение, которое прославляет хизнь, радость и вино:

И червяк утеху

знает И небесный херувим. Станем дружной семьей Жить правдой и добром Присягаю этим вином…

Интересно, что немцы очень любят и своего Поэта и созданного им литературного Героя. Они проводят праздники, выставки в Ваймаре, и в Марбахе, где родился Шиллер. Всюду мероприятия должны удостоверить актуальность наследства великого немецкого поэта.

Шиллер – объект не какого-нибудь культа в Ваймаре. Здесь есть конфетки “леденцы Шиллера”, вино “Шиллерпунш”, даже подставки для карандашей в виде яблока, пронзенного стрелой – напоминание о Вильгельме Телле, одного из любимейший персонажей немецких

карнавалов.

В чем же дело? Чем заслужил Шиллер так уважение? Ф. Шиллер – великий немецкий поэт и драматург, который стал выразителем идей просвещения – свободы, равенства, справедливости, права на бунт личности против деспотизма. Он – автор народной драмы “Вильгельм Телль”, в которой опоэтизированная борьба за национальную независимость Германии и за право на личную свободу.

Он родился 10 ноября 1759 года в стране живописных сел и замков – свидетелей прошлого могущества Германии. Ребенком Фридрих любил спектакли кукольного театра и спектакли средневековых мистерий. Со временем его отдали в латинскую школу, потом в семинарию.

И превыше всего его интересовали произведения Овидия, Горация, Вергилия. Именно у греков Шиллер понял что литературе нужен настоящий народный герой. Он стал писать стихи, искать того самого героя, который был бы понятный всем.

Кого сделать своим героем – одиночку или толпу? Шиллер решает эту проблему в пользу одиночки. Он не любит толпы, он понимает, что толпой всегда кто-то руководит.

Поэт заставляет толпу бездеятельно ждать, пока ей подаст к столу освобождения случаем судьбы определенный герой. Вильгельм Телль не предводитель. Судьба избирает его своим проводником. Телль – не только точный стрелец, он отмечен судьбой избранник.

Да и народ в драме “Вильгельм Телль” это уже не просто толпа. Этотолпа, составленная из героических личностей, поэтому каждый из них равный Теллю, и так же может возглавить войну за независимость. Толпа идеальная.

Она организованная и ее представители разговаривают с “высоким штилем”.

Так появился Вильгельм Телль, крайне необходимый для воспитания народного характера. Вильгельм – миролюбивый, склонен терпеть, не бороться.

Пусть каждый дома будет жить в тишине, Кто сам смирный, того оставят с миром…

Он верит, что терпение Принесет свои плоды и все пройдет, что действительность разрушает его иллюзии. Австрийцы разрушают его родную Швейцарию. Старику Генриху Гальдену выкалывают глаза из-за того, что он не выдал, где прячется сын.

Вильгельм Телль живое со своей семьей, каждый день рискует жизням в борьбе стихиями. Он понимает, что борьба будет:

Прекрасный край, благословенный небом, И тот, кто земли наши обрабатывает Не воспользуется посевами своими… Здесь вся земля – церковная и королевская…

В ответ на вопрос юного Вальтера, кто же тот король, что он такой страшный, Вильгельм ответит с иронией: “Он подвергнутых кормилец и защитник, Последовательный в своих мыслях и делах, Вильгельм не кланяется имперскому наместнику и будет схвачен. Ему угрожает смертное наказание. Геслер, издеваясь из него, принуждает Вильгельма стрелять в яблоко, положенное на голову его сыну, маленькому Вальтеру.

Это просто издевательство с чувств. Вильгельм сбивает яблоко, мальчик остается живой, но им обеим не дарят обещанной воли. Дивом спасается Вильгельм, его сердце горит святым огнем мести.

Так, есть конец насилию и тиранам Когда жестоко растоптанные права И гнет невыносимый Тогда разительный останется меч…

Образ Вильгельма Телля очень ценили писатели. В 1860 году в “Слове к общине. Взгляд на словесность”, к предисловию к выданному альманахом “Дом” уритик писал: “Пусть оно и будет каждому, кто понимает всякую красоту и правду, которой бы ее языком не произнесено. Пусть читают Пушкина и Гоголя наши земляки, наравне с Байроном, Шиллером и Мицкевичем…”

Для чтения. Краткое изложение драмы “Вильгельм Телль”. “Вильгельм Телль” как народная немецкая драма. В драме “Вильгельм Телль” Ф. Шиллер обращается к событиям из истории Швейцарии, а именно к страницам, связанным с борьбой маленькой горной страны с захватчиками. И это был только повод для важного разговора со зрителем об актуальных проблемах жизни немцев, живой пример единства швейцарцев, достойный наследование.

Шиллер поэтизирует народная жизнь и своих героев, которые способны мобилизовать себя ради свободы своей земли, оставить свои дома и семьи ради главнейшего в жизни. Лесорубы, рыбаки, охотники становятся силой, которая может победить любых поработителей. Шиллер изображает героев из народа, которые возглавляют борьбу.

Вильгельм Телль – исторический персонаж, который был воспет в национальном фольклоре. Политические события превращают одиночку в патриота, борца за свободу своего народа. Он долго колеблется, думает только о своих интересах, однако случай с яблоком на голове у ребенка, в которое нужно стрелять, переполняет чашу его терпения. Геслер, имперский наместник, отягощенный властью, – именно тот, кто дает приказ.

Он жестокий и коварный, для него люди ничего не достойные. И “Для этих Людей еще весьма я ласковый властелин…”, – говорит он. В драме Шиллера “Вильгельм Телль” воспроизведен процесс преобразования толпы, которая составлена из одиночек, на армию героев, способных защитить себя.

Некоторое время Вильгельм не отвечает на вызовы времени, так как считает что можно как-то пересидеть лихие времена. Однако все, что он видит вокруг, оказывает содействие его преобразованию на народного предводителя. Он умный и может возглавить борьбу против завоевателей. И встретив Паррициду, который убил своего дяди-императора, осуждает его как отцеубийцу и цареубийцу.

Он показывает разность между собою и Паррицидою: “Как ты посмел?” и подчеркивает: “Отомстил я за святую природу, ты же опозорил, и здесь общего нет. Ты – убийца, я же – защитник прав священных…”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Образ Вильгельма Телля в драме Ф. Шиллера “Вильгельм Телль”