Образ родины в лирике С. А. Есенина

1. Многогранность творчества С. А. Есенина.
2. Россия Есенина.
3. “Нет поэта без родины”. Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
С. А. Есенин
С. А. Есенин – певец русской природы, крестьянского духа. Он остро чувствовал все происходящее вокруг. Эта острота, “обнаженность чувств”, искренность и являются причиной неслыханной популярности творчества как при жизни автора, так и в наши дни.

Многие стихотворения Есенина положены на музыку. Не последнюю роль в этом сыграл особый, “музыкальный” склад есенинского стиха.

Чувства, близкие и понятные каждому человеку, составляют центр лирического повествования поэта.
Это в равной степени относится и к теме родины в лирике С. А. Есенина. Практически все творчество поэта посвящено именно этой теме, почти в каждом стихотворении он опосредовано или прямо говорит о своей стране или о том, с чем она связана в его представлении. Русь для поэта Есенина – это вся его жизнь:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
названьем кратким “Русь”.
О своей

любви к родине поэт заговорил еще в ранних своих стихотворениях:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости, до боли
Твою озерную тоску.
Родина для Есенина – патриархальная Русь с ее бескрайними просторами, лесами и многочисленными деревеньками с куполами церквей. Поэт воспевает деревню и все, что с ней связано: природу, крестьянский труд, быт, животных.
В своих стихотворениях, посвященных родине, автор размышляет о судьбах страны, о ее историческом предназначении, о крестьянстве и его будущем.
На глазах поэта умирала “старая” Русь, и его глубоко волновало будущее родины. Страна становилась советской, и поэт противоречиво принимал ее индустриальное обновление:
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Но постепенно знакомая с детства “тележная песня колес” перестала его радовать. В стихотворении “Неуютная жидкая лунность”, датированным 1925 годом, явно слышен мотив тоски и неприкаянности. “Тоска бесконечных равнин” – устойчивый мотив стихотворения. Природа России, которую описывает в нем автор, является символом неустроенности судьбы самого поэта.

Лирический герой стихотворения разлюбил пейзажи, которые раньше вызывали у него восхищение: “по дорогам усохшие вербы и тележная песня колес”, “очажный огонь”, “лачуги”, “бедность полей”. В стихотворении возникает образ бедной, нищей Руси, на которую поэту невыносимо смотреть, когда рядом – “стальная Русь”, “моторный лай”. Поэту хочется обновления деревни:

Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Да, очевидны устремления поэта принять новую действительность, но свою судьбу он переживает трагически (“Я не знаю, что будет со мною…”). Все стихотворение построено на противопоставлениях. С “нищей” Русью связаны яркие метафорические образы – “тележная песня колес”, “яблонь весенняя вьюга”, в то время как новая Россия несет с собой лишь “бури и грозы”. Поэт невольно сопротивляется бездушной мощи новой страны.

И, вопреки своим утверждениям, он не разлюбил ту Россию, которую воспевал в ранних своих стихотворениях. Любовь поэта к родине чувствуется в каждой строчке стихотворения “Спит ковыль. Равнина дорогая…”. Поэт пишет о своей любви к “отчим полям”, описывает картины русской природы (ковыль, вербы, тополя), размышляет о судьбе своего народа.

Новое видение Есениным страны, перемены в жизни не повлияли на его истинные чувства. Он находит успокоение в близости к природе, в единении с родиной: “Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть”. В данном стихотворении автор показывает, как воздействует родная природа на чувства человека, принося ему успокоение, радость.

Поэт восхищается даже свежестью полыни, и в это проявляется его любовь ко всему, что есть в родной стороне.
Несмотря на противоречивое отношение к переменам, Есенин горячо любит свою родину, он не покинет ее. Автор готов разделить любую судьбу России и не мыслит жизнь вне Отчизны.
Тема родины – одна из главных в творчестве С. А. Есенина. Она представлена в его лирике широко и многообразно. С течением времени эта тема претерпевает изменения.

Безоблачное, радостное миросозерцание раннего периода творчества, воспевание патриархальной деревни и красот русской природы сменяются тоской по уходящему в прошлое безмятежному облику села под напором “железного” века, разрушающего коренные устои русского крестьянства. Неприятие современной жизни сочетается у поэта с преклонением перед светлым прошлым.
Тема родины является органичной и неотъемлемой частью творческого наследия С. А. Есенина. Идея утраты, с которой она сопряжена в поэзии Есенина, отражает вечную проблему жизни – тоски человечества по изначальной красоте и мудрости, по жизни в гармонии с природой. Неоднозначное отношение поэта к событиям, происходившим в его родной стране, отразилось в его стихотворениях.

Но неизменной и постоянной оставалось его любовь к “стране березового ситца”. Доказательством тому являются слова из книги Е. Гуслярова и О. Карпухина “Есенин в жизни”. Они поражают своей искренностью, можно сказать, жесткой правдой: ” После поездки по свету у Есенина осталась одна любовь – к России. И не любовь это была уже, а болезнь – безысходная и неизлечимая.

И все, что касалось России, теперь входило в его сознание и душу отравой и новой мукой. Он видел, что с Россией происходит не то. Первоначальные восторги исчезли, и он увидел, что Россию в нечистой игре выиграли шулера и проходимцы. Стала она на веки вечные страной негодяев.

И ничего уже не поправить. Оставалось только кричать… То, что он кричал, было чудовищным, не всегда осмысленным и подготовленным. Это был крик и гнев внезапно ударенного по лицу.

Цена такому крику по тем временам – пуля. Он чуял гибель России. И вел себя так, как должен бы вести себя последний в этом мире русский. Возможно, и был он этим последним, поскольку один ясно ощущал те великие, непоправимые утраты, о которых мы стали подозревать только теперь…”.

Сегодня невозможно жить без поэзии Есенина. Он глубоко нравственно, по-народному мудро смог почувствовать и выразить любовь к своей многострадальной Родине.
Своими стихотворениями “поэт деревни” будит нашу совесть, побуждая каждого из нас к действу в защиту живой красоты природы и родины.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ родины в лирике С. А. Есенина