Образ провинциального дворянства в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”



1. Поместье Онегина.
2. Провинциальные жители.
3. Семья Лариных.
В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” значительная часть действия происходит в провинции, в поместьях Онегина и Лариных. Словно по контрасту со светской жизнью главного героя, представлявшей собой вихрь развлечений, быт деревенских дворян размерен до однообразия. Писатель иронично намекает на это, обращаясь к предыстории комнаты, где до Онегина жил его дядя:
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
…Онегин шкафы отворил:
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не смотрел.
Косность и ограниченность взглядов и интересов помещиков сказывается и в том, как они воспринимают реформаторскую деятельность Онегина, заменившего в своих владениях “ярем барщины старинной оброком легким”. Соседи тут же высчитывают, что выгоднее, а что – нет, и приходят к выводу, что новшества молодого помещика

вредны, что он “опаснейший чудак”.
Онегин и Ленский выделяются из толпы остальных сельских помещиков своей образованностью. Это и неудивительно, ведь один недавно приехал из Петербурга, другой – из-за границы. Поэтому им интересно общаться друг с другом, но не с соседями, которые в подавляющем большинстве обсуждают сельскохозяйственные работы в своих имениях, псовую охоту, рассказывают о своих родственниках.

Онегина сельские дворяне расценивают как неблагонадежную личность. Что же касается Ленского, то к нему отношение более благожелательное:
Богат, хорош собою,
Ленский Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа…
Мечта о женихах – немаловажная составляющая жизни и сельских барышень, и их родителей. Пушкин с иронией показывает и способы, которыми деревенские помещики пытаются направить мысли молодого соседа в желаемое русло – намеки на “скуку жизни холостой”. Дочь хозяев “запищит”, исполняя сентиментальную песенку.

Пушкин рисует пестрое сборище провинциальных дворян, съехавшихся на именины Татьяны. Фамилии гостей, которые перечисляет автор, говорят сами за себя: Пустяков, Петушков, Скотинины, Буянов. Хотя Пушкин пишет о каждом из них крайне мало, одной-двумя строками поэт метко характеризует этих людей.

Главным интересом “толстого” Пустякова и его “дородной” супруги, несомненно, является обильная еда. Кроме того, вполне возможно, что главой семьи Пустяковых является жена.

Два эпитета, которые автор использует, характеризуя другого гостя, звучат взаимоисключающе: “Гвоздин, хозяин превосходный” – и он же “владелец нищих мужиков”. Подобное сочетание наводит на мысли о том, что этот помещик, подобно фонвизинским Скотининым, отобрал у крестьян все, что можно, так что теперь уж содрать что-либо представляется делом непростым – из-за отсутствия у мужиков сколько-нибудь ценного имущества.
Фамилия “Скотинины” тоже фигурирует в романе Пушкина. Однофамильцы фонвизинских героев предстают многодетным семейством, возраст детей в котором колеблется от двух до тридцати лет. Пушкин показывает в романе и образ провинциального чиновника, являющийся достаточно типичным явлением для своей среды:
…Отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
Автор описывает сложившийся ритуал празднества, в котором значительное место отводится еде (“уста жуют”). Затем следуют танцы для молодежи (“девчонки прыгают заранее”), для старшего поколения – игра в карты. Схема торжественного приема та же, что и в светских кругах, однако в провинции, естественно, все это не столь пышно и великолепно.

Например, пирог оказался пересоленным, в ходу старомодные танцы, давно забытые в столичном свете.
Пушкин чуть подробнее остановился на образе Зарецкого, секунданта Ленского. Автор с юмором повествует о перерождении этого “буяна, картежной шайки атамана”:
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек…
Зарецкий всегда рад вмешаться в чужую ссору – видимо, для него это своего рода развлечение, ностальгический вздох по юношеским проказам. Случай, описанный Пушкиным, живо характеризует этого человека: пьяный Зарецкий, будучи офицером, свалился с коня и попал в плен к французам. Подлинных, глубоких понятий о чести и порядочности у этого человека нет:
Умел он…
Друзей поссорить молодых
И на барьер поставить их
Иль помириться их заставить,
Дабы позавтракать втроем,
И после тайно обесславить
Веселой шуткою, враньем.
Среди положительных черт Зарецкого Пушкин отмечает житейское здравомыслие и неунывающий нрав. Правда, веселость Зарецкого тесно связана с его легкомыслием, отсутствием духовной глубины.
Домашний быт провинциального дворянства автор показал на примере семьи Лариных. “Простая, русская семья” – так характеризует их Онегин. Действительно, в этой семье свято сохраняются русские традиции: они празднуют масленицу, постятся, любят и знают старинные обычаи (“подблюдны песни, хоровод”). Когда был жив отец Татьяны и Ольги, он не мешал жене распоряжаться так, как она считает нужным.

Хотя она в юности была светской барышней, влюбленной в другого, вскоре после свадьбы она привыкла к сельской жизни и прожила с мужем счастливо. Оставшись вдовой, женщина чистосердечно оплакала своего мужа. Главной ее заботой стала судьба дочерей. Она гостеприимна – черта большинства провинциальных помещиков. “Ничем мы не блестим”, – скромно сознает ее дочь Татьяна, чувствуя разницу между светским привычками Онегина и старинными обычаями, сохранившимися в ее семье.

Однако нужно отметить, что Пушкин, воссоздавая на страницах своего романа незамысловатый быт семьи Лариных, показал то достойное, что было в провинциальном дворянстве.
При этом автор “Евгения Онегина” не пытался скрывать и непривлекательные черты, распространенные в среде помещиков – ограниченность интересов (“вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор”), негативное отношение ко всему новому, отсутствие, в подавляющем большинстве, глубоких духовных переживаний. Поэтому Татьяна и отказывается выйти замуж за местных франтов – Петушкова или Буянова. Девушка хорошо видит внутреннюю пустоту этих претендентов на ее руку.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Образ провинциального дворянства в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”