ОБРАЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ЛИТЕРАТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ



Интегрированный урок в 8-м классе
Литература и мировая художественная культура

Урок проводится как итоговый после изучения по литературе “Жития Сергия Радонежского” и по МХК темы “Икона. Иконография святых”.

Оформление: записи колокольных звонов Троице-Сергиевой лавры; репродукции икон святого Сергия; репродукции картин М. Нестерова, Н. Рериха и других художников.

Ход урока

(Звучит колокольный звон.)

Учитель. Звучат колокола колокольни Троице-Сергиевой лавры. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу, созывал людей на службу в храм.

Самый большой колокол на колокольне весит десять тонн. Он был подарен монастырю русским царем Борисом Годуновым.

А самый главный и самый древний памятник Троице-Сергиевой лавры – Троицкий собор. Ему более пятисот лет. В этом соборе находится гробница Сергия Радонежского.

Русские цари считали за великую честь крестить своих детей в Троицком соборе. Перед военными походами молились Сергию и просили

у него помощи. До сих пор огромный поток людей приходит в собор, тем самым выражая глубокое уважение, почтение русскому святому Сергию Радонежскому.

Мы с вами прочитали “Житие Сергия Радонежского”, написанное Епифанием Премудрым. Что характерно для жития как жанра древнерусской литературы?

1-й ученик. Житие рассказывает о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости. Дает образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить ее может каждый человек.

Герои жития – самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Кто, избрав однажды путь спасения, а не смерти, шел по нему, поверяя все свои дела евангельскими заповедями, стараясь в пути этом уподобиться Христу.

(Учащиеся вспоминают известных им русских святых: Бориса и Глеба, других, кратко пересказывают их жития.)

2-й ученик. Один из самых почитаемых на Руси святых – Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом. Известна дата его рождения – 3 мая 1314 года.

В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались еще до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определенные моменты службы вскрикивал в ее чреве. С первых дней жизни ребенок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням – средам и пятницам.

В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали учиться грамоте, но в отличие от братьев он не сделал никаких успехов. Однажды в поле мальчик увидел старца, молившегося под одиноким дубом. Варфоломей попросил старца помолиться за него, чтобы он научился читать.

Старец благословил отрока, и тот порадовал родителей, свободно прочитав перед обедом псалтырь (сборник церковных песнопений, по которому учили грамоте в Древней Руси).

Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан, и они вместе поселились в глухом лесу в двенадцати верстах от Радонежа.

Однако Стефану стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешел в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Сергий оставил у себя двенадцать человек – в подражание двенадцати апостолам Христа. Они жили в маленьких избушках-кельях, сами носили воду, рубили дрова, обрабатывали огород и готовили пищу.

Преподобный Сергий делал большую часть тяжелой работы, подавая пример братии. Однажды у него кончился хлеб, и Сергий нанялся прирубить сени к келье одного из монахов. За три дня работы тот дал преподобному краюху хлеба, заплесневевшую настолько, что, когда Сергий приступил к еде, из его рта пошла пыль.

Этот эпизод говорит историку не только о смирении Сергия, но и о том, что вначале в обители был принят особножительный устав – каждый жил на свои средства.

Сергий поднял на недосягаемую высоту духовный авторитет своей обители. Он был знаком с византийским богословским учением исихазма – молчальничества, сутью которого была идея внутреннего самосовершенствования. Очистившись от греховных помыслов и сосредоточившись на божественном, по мнению исихастов, можно было достичь соединения с Богом.

Преподобный Сергий, бывший духовником Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю.

Житие Сергия составлено вскоре после его смерти, в 1392 году, монахом Епифанием, лично знавшим святого.

3-й ученик. Внешность Сергия также не успела к моменту его канонизации изгладиться из памяти современников. В Троице-Сергиевой лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением.

Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи.

(Демонстрируется портрет.)

Икон с изображением Сергия писали много, и индивидуальные черты сгладились, уступив место иконописному канону. (Учащиеся вспоминают, что такое икона.) Икона (греч. Эйкон – образ, изображение) – символическое изображение святого или события из священной истории. В православии воспринимается как святой образ – изображение, в котором за красками, расположенными в соответствии с определенной системой приемов и средств живописи, присутствует некое таинство.

Икона создается в соответствии с канонами древнерусской живописи.

(Учащиеся вспоминают эти каноны: обратная перспектива, символическая роль цвета и другие. На доске – репродукция самой известной иконы – “Троица” Андрея Рублева. Ученик рассказывает об истории ее создания.)

На доске – репродукции икон Сергия Радонежского, в том числе и житийная икона. Житийная икона – икона, запечатлевшая житие и чудеса того или иного святого; по ее сторонам и в клеймах изобразительными средствами и краткими текстами представлены главные события подвижнического жития и чудес святого, которому посвящена икона.

Главными отличительными особенностями святого Сергия на иконах стала коричневая монашеская мантия с темным платком-парамандом и округлая, средней длины борода.

События жизни разворачиваются в боковых клеймах. Только одно из этих событий выделилось в отдельную икону – явление Сергию Богоматери с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Святой беспокоился о дальнейшей судьбе своей обители, и Богоматерь обещала всегда заботиться о монастыре.

(Ученики сравнивают “Житие”, написанное Епифанием, с биографической повестью “Преподобный Сергий Радонежский” Б. К. Зайцева.) Мир жития условен, писатель же пытается проникнуть во внутренний мир героя, объяснить его поступки.

Так же и картины художников отличаются от икон, написанных строго по канонам.

Сергий Радонежский занимал особое место в жизни и творчестве художника Михаила Нестерова (1862-1942). Художник даже считал, что святой спас его от смерти в младенчестве.

Самая значительная картина Нестерова, посвященная Сергию Радонежскому, “Видение отроку Варфоломею”, была написана в 90-е годы XIX века. Она произвела взрыв в художественной среде. Художник предвидел, что этому полотну уготована слава. “Жить буду не я, – говорил он. – Жить будет “Отрок Варфоломей””.

В творческом наследии Нестерова эта картина открывает целый цикл произведений, воплощающих русский религиозный идеал.

Во время размышлений над будущей картиной Нестеров живет в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, посещает места, связанные с деятельностью святого Сергия.

Нестеров избирает эпизод из жизни святого Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавшего стада, было видение. Таинственный старец, к которому отрок, тщетно пытавшийся овладеть грамотой, обратился с молитвой, одарил его чудесным даром премудрости и постижения смысла Священного Писания.

Нестеров выставил “Отрока Варфоломея” на XVIII передвижной выставке. Очевидец триумфа Нестерова вспоминал, что “нельзя даже представить себе впечатление, которое она произвела на всех. Картина действовала ошеломляюще”. Но были и критики картины.

Видный идеолог передвижничества Г. Мясоедов доказывал, что золотой венчик вокруг головы святого надо закрасить: “Ведь это же абсурд даже с точки зрения простой перспективы. Допустим, что вокруг головы святого круг золотой. Но ведь вы видите его вокруг лица, повернутого к нам анфас? Как же можете видеть его таким же кругом, когда это лицо повернется к вам в профиль?

Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо, а вы рисуете его таким же кругом! Если же это не плоский круг, а шаровидное тело, окутывающее голову, то почему же сквозь золото так ясно и отчетливо видна вся голова? Вдумайтесь, и вы увидите, какую написали нелепость”. Столкнулись два века, и каждый говорил на своем языке: упрощенный реализм боролся с символическим видением внутреннего мира человека.

Протест вызывали и нимб, и старец. И пейзаж, и бесплотный отрок (по преданию, он писался с “больнушки” – деревенской больной девочки из-под Троице-Сергиевой лавры). К П. М. Третьякову явилась целая депутация художников с требованием отказаться от приобретения “Варфоломея”.

Третьяков картину купил, и она вошла в пантеон русского искусства.

Окрыленный успехом, живописец решает создать целый картинный цикл, посвященный Сергию Радонежскому. Триптих – форма весьма редкая в те годы – напрямую восходил к череде иконописных клейм, к деисусному ряду иконостаса. В “Трудах преподобного Сергия” (1896-1897) также главенствующую роль играет пейзаж, причем разных времен года.

Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой, осуждал праздность монахов и сам первый показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты – создать образ совершенного человека, близкого родной земле, человеколюбивого, доброго. В Сергии нет не только ничего напористого, но и ничего выспреннего, показного, нарочитого.

Он не позирует, а просто живет среди себе подобных, ничем не выделяясь.

Говоря о другом художнике – Николае Рерихе, чья жизнь и творчество были связаны не только с Россией, но и с Индией, нужно вспомнить, что одной из самых значительных серий картин, созданных в Индии, были “Учители Востока”. В картине “Тень учителя” Рерих воплотил предание о том, что тени древних мудрецов могут являться людям для напоминания о нравственном долге. Среди полотен, посвященных великим учителям человечества – Будде, Магомету, Христу, – есть и картина с образом святого Сергия Радонежского, которому художник отводил роль спасителя России во всех трагических поворотах ее истории.

Рерих верил в историческую миссию России. Русская тема не уходила из его творчества; с особой силой она возродилась в годы Отечественной войны. Рерих писал русских святых, князей и былинных героев, словно призывая их на помощь сражавшемуся русскому народу. Опираясь, как когда-то, на традиции древнерусской иконы, он пишет образ святого Сергия.

По свидетельству Елены Ивановны Рерих, святой явился художнику незадолго до его кончины.

Образ святого Сергия Радонежского близок и нам, живущим в начале третьего тысячелетия.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

ОБРАЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ЛИТЕРАТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ