Образ поэта в лирике Б. Л. Пастернака

У каждого поэта есть сфера ему особо близкая, где он осознает себя творчески наиболее свободным и полноценным. Поиск прямого контакта с социальной современностью открыто закреплен в тематике и проблематике лирики Бориса Пастернака позднего периода. Поэт исходит из очевидных, наличных ценностей жизни, которые могут показаться кому-то малозначительными, но которые тем не менее оправдывают и укрепляют все бытие. Именно с ними особенно тесно связана центральная тема двух последних циклов Пастернака – “Стихотворений Юрия Живаго” и

“Когда разгуляется” – тема призвания.

Звуча как творческий самоотчет, она одновременно много шире, так как концентрирует весь комплекс философских, религиозных, этических представлений поэта, его взгляд на собственную судьбу и пути мировой культуры, с пристальным вниманием к “вековым прототипам”, непреходящим и обретающим насущный смысл.
Еще в “Охранной грамоте” поэт высказывал догадку о том, что только поэзия может послужить средством постижения сути мира. Поэзия адекватна природе, созвучна ей. Вот почему лирический герой стихотворения “Во всем мне хочется дойти…” стремится

разбить’ стихи, словно сад, внести в них “дыханье роз, / Дыханье мяты, / Луга, осоку, сенокос, / Грозы раскаты”. Среди перечисленных Пастернаком понятий и явлений нет умозрительных, рациональных.

Его лирический герой воспринимает мир просто и естественно. Истина жизни является основным материалом для творчества. А поэзия становится незаменимой помощницей в познании “сущности протекших дней”, “свойств страсти”, “сердечной смуты”.
Неслучайно при необходимости дать “определение поэзии” в одноименном стихотворении поэт единым взглядом, и слухом, и осязанием – невыборочно, подряд – охватывает окружающее:
Это – круто налившийся свист, Это – щелканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьев поединок.
“Цель творчества – самоотдача”, – провозгласил Борис Пастернак в стихотворении “Быть знаменитым некрасиво…”, противопоставив истинную поэзию окололитературной суете. Стихотворцу, по мнению Пастернака, не пристало стремиться к известности и общественному признанию, для его таланта губительны успех и шумиха. Поэт постулирует свой основной жизненный принцип – творчество ради самого творчества.

Коль скоро поэзия обернулась столь счастливо найденным средством познания мира, способом проникновения в самую сущность окружающей жизни, она просто по определению не может быть нацелена на снискание славы и признания.
Поэзия Пастернака – поэзия дорог и разворачивающихся пространств. В ней “пахнет сырой резедой горизонт”, открыты окна и двери, в ней всегда есть даль, которая зовет своего читателя в просторы безбрежные, мировые, первозданные. И в этом – сущностная цель лирики поэта, всегда так неудержимо стремившегося найти отклик на свои стихи в душах человеческих. Он всегда оставался верен созданному им единственному в своем роде образу поэзии, сводимому к идее того, что искусство есть орган восприятия, и одновременно вскрывающему глубокие и стихийные жизненные основания, на которых идея вырастала и осознавала себя.

Широчайшим полем ее творческого осуществления стала поэзия Пастернака во всем объеме. Образ поэзии предстает у Пастернака в разнообразии конкретных образных воплощений, ориентированных на обиходную “прозу” жизни и, конечно, на природу:
Расти себе пышные брыжи и фижмы, Вбирай облака и овраги, А ночью, поэзия, я тебя выжму, Во здравие жадной бумаги.
В стихотворении “Весна” все та же идея вдохновенно вылилась в мгновенную образную формулу, занявшую достойное место среди самых устойчивых “определений поэзии”, данных Пастернаком. Строфа эта, кроме того, является наглядной иллюстрацией к творческим устремлениям поэта, стремившегося объять ни много ни мало – целый мир, не упустив при этом ни одной самой мельчайшей детали. И настоящее желание – не просто прихоть стихотворца. Поэт остро чувствовал свою ответственность перед современниками:
Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты – вечности заложник У времени в плену.
Строки стихотворения “Ночь” – своеобразный призыв Пастернака, обращенный в первую очередь к самому себе. Стихотворение разворачивается как пейзаж, равно космический и очеловеченный. Такова поэтическая вселенная Пастернака, не знающая границ времени и пространства.

Для Пастернака существенна проводимая в стихотворении параллель между летчиком и поэтом: “Не спи, борись с дремотой, / Как летчик, как звезда”.
Творчество было смыслом жизни поэта, не писать он попросту не мог. Даже в трудные годы гонений со стороны правительственной верхушки Пастернак не отрекся от своих жизненных и профессиональных принципов. В стихотворении “Гамлет”, вошедшем в цикл “Стихотворения Юрия Живаго”, мы видим несколько иного Пастернака – усталого, измученного, оказавшегося в конфликтных отношениях со всей современной ewy эпохой, утомленного бесконечной полемикой с органами цензуры.

И все же не сломленного жестокими житейскими обстоятельствами, по-прежнему верного своим убеждениям и готового продолжать свой поэтический путь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ поэта в лирике Б. Л. Пастернака