Образ Ноздрева в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

В образе Ноздрева Гоголь представляет нам “лживо-нахальную разновидность пошлости”. Истоки данного образа уходят в комедии Аристофана и Плавта, в западноевропейскую литературу. Однако много в этом образе и чисто русского, национального.

Подобный тип был отмечен уже Пушкиным в романе “Евгений Онегин”.
Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком)…
Основные черты характера Ноздрева – это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость.

Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда “говоруны, кутилы, лихачи”, в их лицах всегда видно “что-то открытое, прямое, удалое”, они отчаянные игроки, любители погулять. Они общительны и бесцеремонны, “дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке”.
Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует различные художественные средства. Прежде всего, выразителен сам портрет героя. “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными
как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”.
Характерно, что Ноздрев обладает привлекательной внешностью, физической силой, он смеется “тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек…” Здесь в поэме возникает мотив русского богатырства. “Историческую, фольклорную и литературную традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов “Мертвых душ” – русское богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме”, – писала Е. А. Смирнова. Портретирование героев “в свете мотива русского физического богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле” было отмечено В. А. Недзвецким.
И в обрисовке Ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. Контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, “подвиги” этого “богатыря” не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.
Сам мотив “разгулья удалого”, “широкой русской души”, присутствующий у Гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе Ноздрева. Как замечает дореволюционный исследователь, Ноздрев – это лишь “видимость широкой натуры. Он менее всего может претендовать на признание его “широкой натурой”: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек”.
Характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика Чичиковым. “Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взброненными нивами… Во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко.

Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь”. Пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность Ноздрева.

Так, уже образ жизни героя лишен какой-либо упорядоченности. Хозяйство помещика полностью пришло в упадок. В конюшне его пустые стойла, водяная мельница без порхлицы, в доме беспорядок и запущенность. И только псарня у него в хорошем состоянии. “Среди собак Ноздрев…совершенно как отец среди семейства”, – замечает Гоголь.

Данное сравнение задает в повествовании тему “злоречия” героя. Как замечает С. Шевырев, Ноздрев “очень похож на собаку: без причины в одно и то же время и лает, и обгрызается, и ласкается”.
Герой склонен ко лжи, обманам, пустой болтовне. Он может запросто оклеветать, оболгать человека, распустить о нем сплетню, “небылицу, глупее которой трудно выдумать”. Характерно, что лжет Ноздрев без видимого повода, “из любви к искусству”.

Так, придумав историю с губернаторской дочкой, он продолжает лгать и далее, впутывая и себя в эту историю. Причина этого проста: Ноздрев понимал, что “мог таким образом накликать беду, но языка никак уже не мог придержать. Впрочем, и трудно было, потому что представились сами собою такие интересные подробности, от которых никак нельзя отказаться…”
Склонность к обманам и плутовству проявляется в нем и во время карточной игры. Потому игра часто заканчивается дракой: “поколачивали его сапогами, или же задавали передержку его густым и очень хорошим бакенбардам…”
Характер героя, его интересы и образ жизни отражены и в интерьере его дома. В кабинете Ноздрева нет книг и бумаг, зато висят сабли, ружья, турецкие кинжалы и трубки разного рода – “деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшей и необтянутые”. В этом интерьере символичен один предмет – шарманка, в которой есть “одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться”.

Эта выразительная деталь символизирует характер героя, его неугомонность, неуемную энергию.
Ноздрев необыкновенно “активен”, энергичен, юркость и бойкость характера толкают его на новые и новые “предприятия”. Так, он обожает меняться: ружье, собака, лошади – все вмиг становится предметом обмена. Если у него появляются деньги, то на ярмарке он тут же накупает “всякой всячины”: хомутов, курительных свечек, изюму, табаку, пистолетов, селедок, картин, горшков и т. п. Однако приобретенные вещи редко довозятся до дому: в этот же день он может все проиграть.
Ноздрев очень последователен в своем поведении и во время купли-продажи мертвых душ. Он тут же пытается продать Чичикову жеребца, собак, шарманку, потом затевает обмен бричками, игру в шашки. Заметив плутовство Ноздрева, Чичиков отказывается играть.

И далее “исторический” человек учиняет скандал, драку, и только появление в доме капитана-исправника спасает Чичикова.
Характерна и речь Ноздрева, его манеры. Он разговаривает громко, эмоционально, часто вскрикивая. Речь его очень пестра и разнообразна по своему составу.
Кроме того, стоит отметить статичность данного образа. Гоголь дает характер Ноздрева уже сложившимся, готовым, предыстория этого характера для читателя закрыта, на протяжении повествования с героем не происходит каких-либо внутренних изменений. Однако, как замечает К. Аксаков, такая “неподвижность” образа естественна для эпического произведения.
Таким образом, созданный Гоголем характер – хвастуна, болтуна, лихача, кутилы, игрока, дебошира и спорщика, любителя выпить и присочинить что-то – колоритен и легко узнаваем. Герой типичен, и вместе с тем, благодаря ряду деталей, особых мелочей, писатель сумел подчеркнуть его индивидуальность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ Ноздрева в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”