Образ народного героя воплотившего бунтарский дух русского крестьянина



В центре романов “Дубровский” и “Капитанская дочка” проблема крестьянского восстания, что непосредственно связано с ростом стихийного народного движения в 30-е годы в социально-бытовом романе “Дубровский” эта проблема соотнесена с внутрисосновным конфликтом между Троекуровым и Дубровским, который, правда, носит не личный, а общественный характере Крестьянскими выступлениями в романе руководит обедневший дворянин, выступающий против самодурства отдельных помещиков, бюрократических злоупотреблений местных властей, В

сюжете романа есть отголоски “авантюрного” жанра, а Дубровский наделен чертами романтически “благородного” разбойника-мстителя. Следует внимательно проанализировать пушкинское мастерство реалистической типизации при создании образа Троекурова. Если отношения Троекурова с крестьянами, с бедными дворянами, с властями, в семейном быту многосторонне рисуют характер человека определенных привычек и среды и изображены в реалистическом плане, то взаимоотношения Владимира и Маши даны в романтическом ключе.

В “Капитанской дочке” романтическая история взаимоотношений Гринева, Маши Мироновой

и Швабрина имеет уже существенную связь с общей идеей романа. В конфликте между двумя представителями дворянской среды – Гриневым и Швабриным – Пушкин видит нечто сходное с конфликтом Андрея Дубровского и Троекурова; “старинное” дворянство, столь много сделавшее для укрепления русской государственности, ныне разоряется, будучи оттеснено от власти ловкими, бесчестивши интриганами, бессовестными фаворитами, представляющими “новую знать”. В трудную минуту не Швабрин, а именно Гринев, руководствуясь заветами оппозиционно настроенного к петербургским “выскочкам” отца “беречь честь смолоду”, проявляет подлинную независимость, верность долгу, воинской присяге и добродетели (конечно, в их сословном понимании).

Повествование ведется от лица Гринева, сохраняющего свою точку зрения на происходящие события неизменной.

Это позволяет Пушкину проявить наибольшую объективность в изображении всей сложности “крестьянской революции”. Гринев – один из лучших людей своей эпохи, он симпатизирует Пугачеву, хотя и не понимает подлинного смысла происходящих событий, В. О. Ключевский точно определил историческую характерность этого образа; “Недоросль – самое простое и вседневное явление, к тому же не лишенное довольно почтенных качеств” Это – пехотные армейские офицеры, и в этом чине они с русскими солдатами вынесли на своих плечах дорогие лавры Минихов, Румян – Эта проблема воплощается частично в “Сценах из рыцарских времен”, цевых и Суворовых” и в характере Гринева Пушкин попытался воплотить свои мысли из заметок “О дворянстве”, где изложена программа создания в России особого просвещенного сословия, которое могло бы “представлять” народ и защищать его перед лицом государственной власти” Петр Гринев – это не только незадачливый дворянский офицер, но и человек долга и чести, в котором глубоки и прочны семейные нравственные устои.

Огромное значение имеет образ народного героя Пугачева, наиболее полно воплотившего бунтарский дух русского крестьянина, его мужество, широту натуры, одаренность. В массовых сценах особенно выразительны образы восставших крестьян, соратников Пугачева, Хлопуши и Белобородою.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ народного героя воплотившего бунтарский дух русского крестьянина