Образ народа в романе А. С Пушкина «Капитанская дочка»

В 1835 году, работая над «Капитанской дочкой», Пушкин записал важную мысль: «Одна только история народа может объяснить истинные требования оного». В получившемся произведении писателю через образы и характеры героев удалось передать основные черты, присущие русскому народу в один из важнейших периодов истории. Критик Белинский отзывался о «Капитанской дочке» как о своеобразной «энциклопедии русской жизни» XVIII века.
Народная масса показана в повести Пушкина неодноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачевского

движения (караульные крестьяне, захватившие Гринева возле Бердской слободы), и крепостные (Савельич), и «старинные люди» (Мироновы).
Но были среди народа и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. Через образ дворового автор передал характер типичного русского человека, трагизм которого заключается в том, что он живет в эпоху крепостного права, унижающего и угнетающего крестьян.
В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности
и самопожертвованию. Все лучшее в Гриневе воспитано именно Савельчием. Свой долг крестьянин видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца.

Однако, хоть он и раб по положению, но не раб по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринева.

В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича автор протестует против крепостного права.
Другие представители народа переданы в произведении через образ Мироновых. «Старинные люди», как называет из автор, вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой. Но самый честный и добрый».
Близость Мироновых к народу сказывается в их быту, в их доверчивости, добродушии и простосердечии, в радушии и гостеприимстве. Эта семья противопоставлена аристократическому дворянству в лице Швабрина. В душе Ивана Кузьмича живет чувство долга, офицерской чести.

Он первым выходит против Пугачева, и, «изнемогая от раны, собрав последние силы, твердым голосом» отказывается признать в Пугачеве государя, обрекая тем самым себя на виселицу.
Но крепостнический строй отрицательно повлиял даже на таких честных и добрых людей, как старики Мироновы. Иван Кузьмич, выполняя служебный долг, гибнет за чуждый народу строй. При всей своей доброте и беззлобности он становится противником народа. Савельича и Мироновых, при всем различии их судеб, объединяет отсутствие осмысленности жизни.

Они живут во власти традиции и сложившихся стереотипов. Из поколения в поколение повторяющийся образ жизни представляется им единственно возможным. Оттого они никогда не смогут ответить на обиду, не смогут подняться выше помещичьей или правительственной власти.
В произведении народ противопоставляется дворянству. Вторые, в отличие от первых, прозаичны, бездуховны, примитивны и, можно сказать, ничтожны.
Неведомый, тайный мир духовной жизни простых людей открывается читателю во время пира у попадьи в честь падения Белогорской крепости. Разговор на «сборище» Пугачева и его соратников шел в основном о взятии крепости, об успехах и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно спорил с Пугачевым.

Но все присутствующие «обходились меду собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю».
Всех их объединяла общая высокая цель, уверенность в своих силах, чувствовался командный дух. Гринева до глубины души потрясает непонятная ему свобода и смелость мятежников, преступивших законы самодержавного государства, бросивших вызов власти. Не понимая происходящего, Гринев почувствовал значительность, поэтичность, непохожесть этих людей, «злодеев», на всех остальных.
Но народ у Пушкина показан не только с положительной стороны. Автор не скрыл и «темные» грани восстания и поведения мятежников: мелкие грабежи ( «несколько разбойников… таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь»), возможность предательства Пугачева его же товарищами, жестокость народа в борьбе со своими мучителями. Жестокость часто бессмысленна и неоправданна, как, например, расправа с женой капитана Миронова.

Но именно через эти негативные стороны восстания Пушкин передал чувство жестокости и ненависти, накопившееся в народных массах за века угнетения. Белобородов одним своим требованием «вешать всех дворян» выразил эти чувства.
Через различные образы Пушкин в произведении передал основные черты народа, как положительные, так и отрицательные. Русский человек честен, добр, ответственен, способен на подвиги и активные действия. С другой стороны, подчеркивая свободолюбие и мятежность народа, автор показывает черты национального характера, сформированные рабством — смиренность и послушание.

Изображая народ в «Капитанской дочке», Пушкин впервые представил его как серьезную политическую силу, которой предстоит обновить Россию.


Образ народа в романе А. С Пушкина «Капитанская дочка»