Образ матери – страдалицы в поэме Анны Ахматовой “Реквием”

Года сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионы лучших людей объявлялись “врагами народа”, исчезали безследно, попали в тюрьмы. О них можно было говорить лишь шепотом, от родных “врагов народа” отворачивались. Не прошла эта горькая чаша и семью Анны Ахматовой.

Еще в 1920 г. был расстрелян большевиками ее первый муж Н. Гумилев, известный русский поэт, в прошлом офицер царской армии. 1935 г. за “нетрадиционную” деятельность были арестованные ее сын Лев Гумилев и второй муж; М. Пунин. После письма Ахматовой к Сталину их освободили.

Тем не менее 1939 г. Льва Гумилева арестовали вторично.

Приговор – десять лет исправительно-трудовых лагерей. Ахматова пережила длинные года отчаяния и страха. И таких людей были миллионы. Поэтому поэма о пережитых страданиях, которую Ахматова пообещала написать одной из таких измученных женщин “с голубыми губами”, является голосом целого народа.

Изображая всенародную трагедию, Ахматова персонифицирует образ народа в образах матери и сына. Насильнический разрыв между ними приводит к нарушению гармонии – основы основ. Боль раненной матери не уравнять ни с чем, и только через ее скорбь можно вообразить большую трагедию той эпохи.

Приговор… И сразу слезы хлынут, Вот от всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идет… Шатается…

Одна.

Горе матери настолько безграничное, что она смотрит на него словно отстраненно, ей не верится, что она сможет все выдержать. И польется над закованной страхом горя страной вопль души матери:

Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Бросалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой.

Жизнь матери без сына теряет свой смысл, наверное, легче было бы умереть, не терпеть такое горе. И она находит в себе мужество идти этим крестным путем, как когда-то Богоматерь сопровождала своего сына в его страданиях. Через это органически вплетается в поэму раздел о смертной казни Иисуса Христоса:

Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.

Когда распяли Иисуса, то даже те, кто кричали: “Распни его, распни”, не могли взглянуть на Мать, так как ее страдание – это более всего бедствие на земле.

Страх потерять сына делает счастливые, теплые материнские лица застывшими, скорбными. Героиня поэмы собственными глазами видела,

…как опадают волосы, Как из-под век проглядывает страх, Как клинописи жесткие страшны Страдание выводят на шоках, Как локоны из пепельных и черных Серебряными делаются вдруг…

Поминая всех умерших в эпилоге поэмы, автор концентрирует внимание на оскорблении матери как обобщенном образе всех женщин. Они разные извне, за характером, за силой воли, но всех их соединило одно горе, постигла одна судьба. В каждой из них Ахматова находить что-то свое, а в себе – каждую из них:

Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов, О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде…

Правдивое произведение Анны Ахматовой о жизни советского народа в 30-те года XX ст. смогло выйти из печати на ее родине лишь 1988 г., когда прошло уже много лет после смерти автора поэмы. “Реквием”, написанный в 1935- 1940-х гг., жил необыкновенной жизнью – лишь в сердцах и в памяти людей, которым поэт тайно, шепотом доверил “слово” правды о смертной эпохе и про живую человеческую душу, которую нельзя убить.



Образ матери – страдалицы в поэме Анны Ахматовой “Реквием”