Образ матери и материнства в творчестве Н. А. Некрасова

1. Народ в произведениях Некрасова.
2. Образ русской женщины.
3. Женщина – мать.
4. Женщина – муза.
Центральным образом в подавляющем большинстве произведений Н. А. Некрасова является русский народ. Он изображен живо, ярко, с большой любовью и состраданием. Не только радостные моменты, но и печальный, тяжелый деревенский быт, нищета городских кварталов и бедность маленьких деревенек отразились в стихотворениях и поэмах, навсегда запечатлевших яркий и неоднозначный облик простого русского человека.
Ведущее место в творчестве поэта занимают сильные и трогательные женские образы, портреты “величавой славянки”, которые он пишет с особой любовью и состраданием. Такие сильные женщины встречаются в “Тройке”, “В полном разгаре страды деревенской…”, “Кому на Руси жить хорошо”, “Морозе, Красном носе”.
Стихотворения “Тройка” и “В полном разгаре страда деревенская…” неумолимо перекликаются между собой. Первое произведение представляет размышление поэта о безысходности тяжкой крестьянской доли, он только предсказывает дальнейшую судьбу крестьянки:
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
Однако в следующем стихотворении берется уже реальный, подсмотренный автором случай. Текст описывает тяжкую женскую долюшку во время полевой страды:
Слышится крик у соседней полосоньки,
Баба туда – растрепалися косыньки –
Надо ребенка качать.
Несчастная женщина, на плечах которой все, начиная от полевых работ и закачивая домашним хозяйством, оказывается под двойным гнетом – помещичьим и семейным. Не случайно встречаются следующие строки: “Будет бить тебя муж привередник и свекровь в три погибели гнуть” и “Не мудрено, что ты вянешь во времени”. Некрасов глубоко восхищен женской кротостью и стойкостью.
Поэма “Мороз, Красный нос” раскрывает читателю этот совершенно особенный образ женщины. Перед читателем – судьба простой крестьянской девушки Дарьи, взвалившей на свои хрупкие плечи и мужскую, и женскую работу. Она погибает в лесу, замерзая заживо, и самое страшное и трагичное в этой сцене то, что женщина радуется смерти, легкой и тихой, и такая смерть для нее – лучшая награда за тяжелую и трудную жизнь.
Обобщил мотив тяжелой женской доли поэт в произведении “Кому на Руси жить хорошо?”. В главе “Крестьянка” героиня Матрена Тимофеевна сравнивает женскую судьбу с тремя шелковыми петлями – красной, белой и черной. И добавляет в конце: “Не дело вы затеяли – средь баб счастливую искать!”
Не перестает удивляться поэт огромной силе воли и любви к такой неказистой жизни у женщины. Не только работу свою делает она тщательно, но и повеселиться умеет, умеет очаровать, заворожить мужское сердце и любит искренне и сильно. Она “и голод, и холод выносит”, не терпит лени, строга к пьяницам и оборванцам, но при этом не лишена милосердия и сострадания. Необходимо вспомнить о том, что Дарья старательно выхаживает своего мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю гибель своего первого ребенка.

Способна она к уважению – ценит в нем силу духа и неукротимый, мятежный характер. Несмотря на нанесенную им страшную обиду, она гордится родством с ним и ставит его в пример мужичкам, ищущим счастье на Руси.
Основная же благодетель русской женщины – умение и желание быть настоящей, любящей и чуткой матерью. Забота о детях заставляет Дарью отгородиться от собственного горя и начать содержать семью в одиночку. Героиня стихотворения “В полном разгаре страда деревенская…” выбивается из сил ради своей кровиночки и не замечает глубокой раны, полученной при жатве.

Героине нельзя расслабляться, давать волю чувствам, хандрить или болеть, ведь на ней самая важная ответственность – маленький, беззащитный младенец.
Затронута тема материнства и в стихотворении “Соловьи”. В нем мать учит своих детей понимать и, любить окружающий мир, находить в нем красоту и радоваться его проявлениям. Она мечтает о существовании места, где не было бы ни барщины, ни рекрутчины – о такой земле, где дитя было бы счастливо и всем довольно: “…все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки”.
“Многострадальная мать” Матрена Тимофеева воспитывает своих детей личным примером. Сын Федотка, несмотря на малые года, уже способен к сочувствию и жалеет голодную волчицу. Понимая своего сына и принимая его таким, каков он есть, Матрена встает на защиту ребенка, на себя принимая унизительное наказание.

Тревога за больного мужа и судьбу подрастающих детей толкает ее к еще более унизительному походу к губернаторше. Ей приходится преодолеть гордость, чтобы вступить в разговор со спесивым швейцаром, но она все-таки достигает желаемого. Знаменитые строки автор посвящает именно ей:
В рабстве спасенное
Сердце свободное –
Золото, золото –
Сердце народное!
Но более всего трагична судьба Арины, матери сына, которого забрали в солдаты. Волнение о родной кровиночке и невозможность помочь ему, тяжкое бессилие, которое нельзя преодолеть, ложатся на плечи несчастной женщины. Однако это не сломило уставшую и хрупкую героиню – не потеряла она ни человеческого осмысленного взгляда на вещи, ни сострадания к другим людям, даже оказавшимся более счастливыми в своей судьбе. Так и ждет она его, единственного и любимого сына, надеясь, что он вернется живым, оставшись при этом тем человеком, которого та воспитала не предателем или трусом, а смелым и добродетельным воином.

Но главным для любой матери все-таки остается одно-единственное желание – чтобы он вернулся любящим сыном.
Необходимо отметить также менее заметную. Но от того не менее важную роль, которую Некрасов отводит женщине. Она является и музой для поэта.

Это действительно обычная женщина, стоически сносящая мучения и унижения, и кротостью своей и ласковым отношением к своим мучителям пробуждающая в поэте желание творить, писать прекрасные стихотворения, в которых она будет прославлена (“Вчерашний день, часу в шестом”).
Характеры русских женщин, созданные блестящим пером Некрасова, остаются до сих пор художественным символом настоящей, русской женщины – сильной и благородной, несмотря на трудности судьбы. Единственное, о чем ратует автор – это о помощи женщине, в любой ситуации остающейся хрупкой и женственной, об облегчении ее тяжкой доли и о призыве любить и ценить ее.



Образ матери и материнства в творчестве Н. А. Некрасова