Образ Максима Максимыча в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Каждый эпизод, каждая деталь в романе «Герой нашего времени» неслучайны. Все они служат одной цели — как можно полнее показать и раскрыть перед читателем образ главного героя.
Известно, что поначалу критика осудила Печорина и противопоставила ему соответствующий ее идеалам образ Максима Максимыча. Этот герой своей покорностью очень понравился Николаю I — Максим Максимыч спокойно тянет лямку военной службы на Кавказе, не протестует против крепостничества, что еще надо? Но для Лермонтова истинным героем был Печорин — вольный

в своих поступках и мыслях.
Тем не менее, от этого образ Максима Максимыча не становится менее важным и интересным в романе.
В произведении мы застаем Максима Максимыча уже старым служакой, которому лет пятьдесят. Ничего не рассказано о его прошлом, историю его жизни остается только угадывать по отдельным деталям и намекам.
Максим Максимыч — рядовой офицер на Кавказе. Он беден и практически не образован. Но главное — он умеет любить и заботиться о людях.

Он повидал много за свою жизнь, но кругозор его узок, так как общался он лишь со своими сослуживцами да горцами, обычаи которых и язык он изучил,

несмотря на то, что они были врагами.
Он — необычайно добрый и чуткий человек — стоит только вспомнить, как он встретил Печорина. Максим Максимыч безумно рад встрече, бросает «в первый раз от роду…дела службы», позабыв о своем возрасте, бежит к Печорину, хочет «на шею кинуться», а Печорин же встречает его лишь сухим вежливым приветствием. Максим Максимыч обвиняет его в сословном высокомерии: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…».

Как видим, Максим Максимыч выбрал самое простое объяснение поведению Печорина, и с ним согласился, не желая «капнуть» глубже, серьезнее разобраться в причинах холодности Александра Григорьевича. Тем не менее, несмотря на разочарование Максима Максимыча во встрече, он до конца остался верен этой странной дружбе.
Военная жизнь, естественно, наложила свой отпечаток на лексикон и манеру речи штабс-капитана. Его разговор изобилует военными профессионализмами. Например: «пришел транспорт с провиантом»; «девки и молодые ребята становятся в две шеренги».

Но такие обороты звучат из его уст как совершенно повседневные, обычные. Встречаются в его речи и диалектизмы, «кавказские» слова и выражения: «мирной князь», «кунак», «джигитовка», «сакля», «духанщица», «бешмет», «гяур», «калым» и т. п.
Иногда в речи самого Максима Максимыча, а чаще в передаваемой им прямой речи Казбича и Азамата звучат отдельные слова и фразы татарского языка: «Эй, Азамат, не сносить тебе головы, — говорил я ему: — яман будет твоя башка!» Но бывает и так, что Максим Максимыч в своем рассказе как бы затрудняется припомнить какое-либо местное кавказское выражение и заменяет его соответствующими русскими словами: «Бедный старичишка бренчит на трехструнной…забыл как по ихнему… ну, да вроде нашей балалайки».
Отрицательное отношение Максима Максимыча к горцам выражается в его оценке их обычаев и обрядов. С чувством брезгливого презрения он говорит Печорину: «…у этих азиатов все так: натянулись бузы, и пошла резня». Описывая кавказскую свадьбу, герой осуждает обычай всех «встречных и поперечных приглашать на свадьбу».

Хотя, если задуматься, в таком обычае можно видеть элементы демократичности горского общества, когда даже к князю может прийти в гости человек простого звания, что было недопустимо на свадьбе светского вельможи в России.
Но мы замечаем, что для рассказа Максима Максимыча вообще характерно стремление принизить быт и обычаи горцев. Также уничижительно отзывается он и о самом свадебном обряде, в котором не видит ни красоты, ни проявления народного духа. Максим Максимыч не видит красоты и в джигитовке.

Для него горец, который берет на себя роль забавника для зрителей, представляется как «оборыш, засаленный, на скверной, хромой лошаденке, ломается, паясничает, смешит честную компанию».
Но натура героя не так проста и приземлена, как может показаться. В наиболее напряженные драматические моменты язык Максима Максимыча становится особенно выразительным и приближается к стилю автора: «Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу…» Это, на мой взгляд, говорит о благородстве героя, его умении видеть главное в жизни.
Как уже говорилось в начале, все в романе неслучайно, и речь героя, безусловно, тоже. Если Печорин раскрывает свой внутренний мир через письменное слово, то есть — посредством своего дневника, то Максим Максимыч — через устное слово. По его речи мы можем судить о его внутреннем мире.
Итак, Максим Максимыч очень добр, тепло и радостно реагирует на любое проявление к нему внимания. Но, несмотря на это, он не видел любви и не создал семьи. Наверное, поэтому Максим Максимыч по-отцовски полюбил черкешенку Бэлу.

Кстати, именно ему автор доверяет рассказать историю про Бэлу, как самому близкому ей человеку из русских.
Этот герой не склонен к рефлексии, он совершенно прост, чист в проявлениях своих чувств, не анализирует и не философствует над жизненными ситуациями. Но ведь даже врагов своих, горцев, он прекрасно понимает. Проведя всю жизнь в этих краях, Максим Максимыч прекрасно научился понимать и принимать горцев, а вот импульсивность, да и вообще характер Печорина так и остались для него непонятыми и даже «странными»: «…с большими был странностями».
Можно сказать, что штабс-капитан судит всех людей со своей колокольни. Если Печорин ему непонятен, то «видно, в детстве был маменькой избалован».
В исследовательской литературе образ Максима Максимыча называется национальным типом простого русского человека. По общему мнению критиков, он воплощает в себе лучшие черты народного характера — доброту, человечность, преданность, искренность. Традиционно считается, что образ Максима Максимыча противостоит Печорину и является представителем народа на страницах романа.
Несмотря на то, что сразу после выхода романа «Герой нашего времени» вокруг него развернулись ожесточенные споры, образ штабс-капитана вызвал восторженные оценки. Самое удивительное, и даже парадоксальное, заключалось в том, что свою симпатию к старому вояке с кабардинской трубочкой высказали критики разных идеологических направлений. Реакционные критики так называемого лагеря «официальной народности» ругали роман, Печорина, Лермонтова, но хвалили Максима Максимыча.

Им противостояли критики демократической направленности, которые также хвалили штабс-капитана. Сложилось невероятное единство мнений — образ Максима Максимыча стал примиряющим началом для идейных противников. «Из побочных лиц первое место мы, конечно, должны отдать Максиму Максимовичу, — писал С. Шевырев, — Какой цельный характер коренного русского добряка, в которого не проникла тонкая зараза западного образования; который, при мнимой наружной холодности воина, наглядевшегося на опасности, сохранил весь пыл, всю жизнь души; который любит природу внутренне, ею не восхищаясь, любит музыку пули, потому что сердце его бьется при этом сильнее…».
Еще в более восторженном духе высказывается по поводу штабс-капитан Белинский: «…и вы увидите, какое теплое, благородное даже нежное сердце бьется в железной груди этого, по-видимому, очерствевшего человека; вы увидите, как он каким-то инстинктом понимает все человеческое и принимает в нем горячее участие; как, вопреки собственному сознанию, душа его жаждет любви и сочувствия, — и вы от души полюбите простого, доброго, грубого в своих манерах, лаконичного в словах Максима Максимыча…»
Образ Максим Максимыча играет большую роль в романе. Он не только вспомогательной фигурой — помогает раскрыть образ Печорина, но и вполне самостоятельным образом, достаточно подробно прорисованным и раскрытым.


Образ Максима Максимыча в романе Лермонтова «Герой нашего времени»