Образ Кураж – пророческая метафора будущего (по драме “Матушка Кураж и ее дети”)

К теме войны в ХХ столетия обращалось много писателей. Среди тех, кто осуждал войну в своей научной деятельности, есть немало знаменитых имен, но у Бертольта Брехта антивоенные мотивы занимают особое место. Из его биографии известно, что к антивоенной тематике он обратился…

Еще когда учился в гимназии. Одним из первых произведений, что принесло ему славу, было написано в 1918 году – сатирическая “Легенда о мертвом солдате”, за которую потом фашистское правительство лишило Брехта немецкого гражданства. Именно этой теме посвящено одно из самых популярных и известнейших его произведений – драма-предостережение “матушка Кураж и ее дети”, что впервые была поставлена в Цюрихе.

Пьеса написана в событиях 30-летней войны, но исследуются в ней не события исторического прошлого, а по замыслу автора, актуальный для тех времен вопрос об ответственности рядовых людей за историю. Конечно, войны начинают правительства, но, как происходит в драме, часто обычные люди сами ищут в войне возможности устроить свою личную жизнь, чем и разрешают политикам осуществлять любые преступные замыслы.

Главная героиня произведения Анна Фрилинг – маркитантка, война для нее не горе, а своеобразный внешне Мирный бизнес. Ее устраивает, что военные действия не утихают. “Кураж до конца верит в войну”, – написал Брехт в примечаниях к пьесе. Даже страшные потери (гибнут ее дети) не меняют отношение матушке Кураж, хотя известно, что она живет ради них и именно ради их счастья занялась настоящим делом.

Она не замечает и не понимает, что невольно становится причиной их гибели: во время войны невозможно жить нормальной человеческой жизнью.

Швейцеркас, один из сыновей матушки Кураж, гибнет как герой, спасающий полковую кассу. Он делает то, что считает естественным. Но его брат Эйлиф так же считает нормой заниматься мародерством в мирные дни, что и становится причиной его гибели. Эти две смерти – героическая и позорная – разные стороны одного и того же явления.

Сложнее всего с Катрин, которая вопреки обстоятельствам, в которых выросла, начинает понимать преступность войны. Но Катрин немая, свою позицию она доказывает действиями, но не может никому ничего объяснить словами. Ее немота символична: те, что стараются жить войной, однако не услышали бы мысли, что не совпадают с их мыслями. И она способна сделать другое.

Во время остановки вблизи города Галл, пока матушка Кураж торгует, появляются ландскнехты, которые могут уничтожить город, и Катрин бьет в барабан, пока жители города не просыпаются. Итак, даже немой человек может при желании что-то изменить.

Со смертью дочурки жизнь матушки Кураж окончательно теряет смысл, и что она делает? Снова впрягается в свой фургон и спешит за солдатами!

Прибыль матушке Кураж не выдерживает ни одного сравнения со страшными жертвами, которые ей пришлось заплатить. Итак, причина совсем не в корыстолюбии, на которое ничто не намекает. И не в том, что “Человек надеется на чудо, пока длится поход”: чуда не произошло.

Она в другом: в моральной капитуляции Кураж перед войной.

Во вставных песнях-монологах (зонги), которые были сделаны в виде прямого обращения к зрителю, Брехт подводит определенные итоги событиям. Один из зонгов так и называется “Песня о великой капитуляцию”, именно в ней изложена жизненная философия Анны Фрилинг:

К сожалению, нужно шагать, Ждать и ждать, и ждать! Настанет время, настанет срок! Так как ты же человек, ты не Бог – Лучше подождать!

Отсутствие веры в собственную способность что-то изменить и заставляет “маленького человека” приспосабливаться к обстоятельствам. В этом конкретном случае – искать прибыль в войне, даже не стараясь отпираться.

Но этот путь приводит лишь к трагедии. Когда речь идет о войне или другом преступлении подобного масштаба, тяжело провести границу между приспособлением и активным сочувствием. Философия капитуляции неизбежно ведет матушку Кураж к трагической развязке.

Прежде всего, против нее и предостерегает Брехт в своей пьесе. Судьба матушки Кураж превращается в метафорическое обобщение последствий подобной позиции, которую разделяло большинство немцев в фашистской Германии. Не национал-социалистов, не кого-то другого с четкими политическими убеждениями предупреждал он и призывал задуматься, а рядовых граждан, вроде матушки Кураж, которых всегда большинство.

Брехт отталкивается от того, что зрители сами должны определять свою позицию относительно изображаемых в пьесе событий и спроектировать их на современность.

Матушка Кураж не делает никаких выводов из своей трагедии – это должны сделать именно зрители. Она остается ослепленной – но у других людей раскрываются глаза на проблему. На этом основывается идея его новаторски “эпического театра”.

Достаточно, что ее судьба вызывает у них эмоции и уже этим пробуждает активность. Кураж в последних строках призывает: “Собирайтесь в поход, все, кто живы и кто дышит”, но для людей, которые наблюдали за развитием событий в пьесе, этот призыв пробуждает противоположное желание: не идти в поход, а сказать войне свое ” Нет! “.



Образ Кураж – пророческая метафора будущего (по драме “Матушка Кураж и ее дети”)