Образ Кураж – пророческая метафора будущего Германии

Сочинение по произведению Бертольда Брехта “Матушка Кураж и ее дети”. К теме войны в XX века обращалось много писателей. Среди тех, кто осуждал войну в своем творчестве, есть немало знаменитых имен, но в Бертольда Брехта антивоенные мотивы занимают особое место.

Из его биографии известно, что к антивоенной тематике он обратился… еще когда учился в гимназии. Одним из первых произведений, который принесло ему славы, была написана 1918 года сатирическая “Легенда о мертвом солдате”, за которую потом фашистское правительство лишило Брехта немецкого гражданства.

Именно этой теме посвящено одно популярнейшее его произведение – драма-предостережение “Матушка Кураж и ее дети”, что впервые была поставлена в Цюрихе. Пьеса написана о событиях 30-летней войны, но исследуются в ней не события исторического прошлого, а, по замыслу автора, актуальный для тех времен вопроса об ответственности обычных людей за историю. Конечно, войны начинают правительства, но, как приходится в драме, часто обычные люди самые ищут в войне возможности устроить свою личную жизнь, чем и разрешают политикам осуществлять любые преступные замыслы. Главная героиня произведения Анна Фрилинг – маркитантка, война для нее не горе, а своеобразный извне мирный бизнес.

Ее устраивает, что военные действия не утихают. “Кураж до конца верит в войну”, – написал Брехт в примечаниях к пьесе. Даже страшные потери (гибнут ее дети) не меняют отношения Матушки Кураж, хотя известно, что она живет ради них и именно ради их счастья занялась этим делом. Она не замечает и не понимает, что невольно становится причиной их гибели: во время войны невозможно жить нормальной человеческой жизням.

Ипвейцеркас, один из сынов Матушки Кураж, гибнет как герой, спасая полковую кассу. Он делает то, что считает естественным. Но его брат Эйлиф так же считает нормой заниматься мародерством в мирные дни, что и становится причиной его гибели.

Эти две смерти – героическая и позорная – разные стороны того самого явления. Немного сложнее с Катрин, которая вопреки обстоятельствам, в которых выросшая, начинает понимать преступность войны. Но Катрин немая, свою позицию она доказывает действиями, но не может никому ничего объяснить словами. Ее немота символическая: те, что стараются жить войной, однако не услышали, бы мысли, которая не совпадают с их мыслями.

И она способная сделать другое. Во время остановки близ города Галл, пока Матушка Кураж торгует, появляются ландскнехты, которые могут уничтожить город, и Катрин бьет в барабан, пока жители города не просыпаются. Итак даже немой человек может при желании что-то изменить.

Со смертью дочурки жизни Матушки Кураж окончательно теряет смысл, и что она делает? Снова впрягается в свой фургон и спешит за солдатами! Прибыли Матушки Кураж не выдерживают ни одного сравнения со страшными жертвами, которые ей пришлось заплатить. Итак, причина совсем не в корыстолюбии, на которое ничто не намекает.

И не в том, что “Человек надеется на чудо, пока длится поход”: дива не произошло. Она в другом: в моральной капитуляции Кураж перед войной. Во вставных песнях-монологах (зонтах), которые были сделаны в виде прямого обращения к зрителю, Брехт подбивает определенные итоги событиям. Один из монологов так и называется “Песней о большой капитуляции”, именно в ней изложена жизненная философия Анны Фрилинг:

К сожалению, нужно шагать, Ждать и ждать, и ждать! Настанет время, настанет срок! Так как ты же человек, ты не Бог, Лучше подождать!

Отсутствие веры в собственную способность что-то изменить, и заставляет “маленького человека” приспосабливаться к обстоятельствам. В этом конкретном случае – искать прибыли на войне, даже не стараясь опираться. Но этот путь приводит лишь к трагедии.

Когда речь идет о войне или другое преступление подобного масштаба, тяжело провести границу между приспособлением и активным соучастием. Философия капитуляции неизбежно ведет Матушку Кураж к трагической развязке. Прежде всего против нее и предостерегает Брехт в своей пьесе. Судьба Матушки Кураж превращается в метафорическое обобщение следствий подобной позиции, которую разделяло большинство немцев в фашистской Германии.

Не националов-социалистов, не кого-то другого с четкими политическими убеждениями предупреждал он и призвал задуматься, а средних граждан, подобный Матушке Кураж, которых всегда большинство.

Брехт отталкивался от того, что зрители самые должны определять свою позицию относительно изображаемых в пьесе событий и проектировать их на современность. Матушка Кураж не делает никаких выводов из своей трагедии – это должны сделать именно зрители. Она остается, ослепленной – но у других людей раскрываются глаза на проблему. На этом основывается идея его новаторского “эпического театра”.

Достаточно, что ее судьба вызывает в них эмоции и уже этим пробуждает активность. Кураж в последних строках призывает: “Собирайтесь в поход, все, кто живые и кто дышит”, но для людей, которые наблюдали за развитием событий в пьесе, этот призыв пробуждает противоположное желание: не идти в поход, а сказать войне свое “Нет!”.



Образ Кураж – пророческая метафора будущего Германии