Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа

«Песня про купца Калашникова» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году — в год написания «Бородино». Она является результатом большой предварительной работы: тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с историческим материалом. Во времена Лермонтова начинают складываться славянофильские теории, которые утверждали, что определяющими чертами русского национального характера являются покорность судьбе, власти, религиозность, верность заветам старины. Этой реакционной трактовке в поэме

«Песня про купца Калашникова» противостоит декабристское утверждение активного характера русского человека, идущего на борьбу за свою честь, за правду.

Таков Степан Парамонович Калашников.

Он отстаивает свое человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника — царского любимца. «Правдой-матушкой» заклинает он своих братьев выйти на поединок с опричником, если он сам погибнет в бою. Он выступает в «Песне…» как защитник народной правды, против произвола царских приспешников, против произвола деспотии.

В этом отношении особенно важна

одна деталь: Кирибеевич, выходя на поединок, только «царю, в пояс, молча, кланяется». Степан Калашников же — истинный христианин: «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», «а родился я от честнова отца и жил я по закону Господнему», Степан Парамонович венчался в церкви, его жена ходила в церковь; «а за что, про что — не скажу тебе, скажу только Богу единому».

Божий суд для Калашникова — самый важный. Степан гордый, с чувством собственного достоинства: «Я убил его волей вольною, а за что, про что — не скажу тебе… «; говорит, что Киребеевич нечестен: «Вышел я на страшный бой, на последний бой!» Калашников заботится о семье, он защитник и крепкий семьянин: «Прикажи меня казнить — и на плаху несть мне головушку повинную; не оставь лишь малых детушек, не оставь молодую вдову да двух братьев моих своей милостью…». Купец думает о родных, а не о себе.

Степан Парамоновиче не побоялся идти на бой, чтобы защитить честь жены; когда пришел из лавки, спросил про жену Алену Дмитриевну и детей. Калашников смелый, сильный: пошел на бой, хотя и не боец, в отличие от Киребеевича; не боится разговаривать с царем: говорит с ним на равных, не заискивает. Мужество, стойкость, благородство Калашникова делают его положительным образом лермонтовской поэзии.

В Степане Парамоновиче Калашникове сочетаются лучшие качества русского народа.

Все помнят Степана, несмотря на то, что его могила не на кладбище, безымянная. Под каким бы гнетом ни был русский народ, он всегда сохраняет свои лучшие традиции. Висссарион Григорьевич Белинский, который был покорен гениальным проникновением Лермонтова в строй народной поэзии, горячностью чувств, роскошью красок, богатством содержания, сказал, что поэма «подтверждает кровное родство духа» поэта с «духом народным» и свидетельствует о «великости его таланта».

Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго запоминаешь и стараешься в чем-то подражать им. Такими героями являются персонажи моего любимого произведения М.

Ю. Лермонтова «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Сильный, страстный и неукротимый Кирибеевич; мужественный и гордый купец Калашников; верная и любящая Алена Дмитриевна. «Песня» написана в традициях народной поэзии. Лермонтов не пародирует фольклор, его произведение почти соткано из народных традиций, дышит и вдохновлено ими.

Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Атмосфера пира воссоздана автором почти с документальной точностью. Подозрительный и грозный царь всюду ищет крамолу да измену, а веселясь, хочет видеть только радостные и счастливые лица вокруг. Почему же кручинится верный слуга Кирибеевич?

Влюблен? Так это поправимое дело. Надо только шаль дорогую, да кольцо поднести понравившейся девушке, она сразу же кинется на шею слуге царскому. Да вот только Кирибеевич не сказал царю, что приглянулась ему замужняя женщина!

Не будь Кирибеевич царев слуга, разве посмел бы он оскорбить замужнюю, да не крепостную, а купеческого рода! Лермонтов видит в поступке опричника прямую связь с царским покровительством «своему войску». Не будь такой опеки, попридержал бы себя Кирибеевич. Я же вижу главную причину в молодости и безрассудности опричника.

Он влюблен, молод, поэтому мало раздумывает над последствием своего поступка. Алена Дмитриевна не побоялась рассказать все мужу, прося у него помощи:

Ты не дай меня, свою верную жену, Злым охульникам в поругание!

Удалой купец Калашников выходит на кулачный бой не силушкой похвастаться, а отстоять честь и достоинство семьи. Сознание правоты дела, за которое он вышел биться, придает силы Степану. Кирибеевич же еще до начала боя проиграл.

Он кругом виноват перед купцом, и это чувство вины мешает лихому бойцу.

«А зовут меня Степаном Калашниковым…» И, услышав то, Кирибеевич Побледнел в лице, как осенний снег; Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло…

Не закоренел еще Кирибеевич в злодействе, еще стыд способен испытывать перед честными и открытыми людьми, поэтому и гибнет, что не прав и виноват перед Калашниковым. Царь же, оправдывая прозвище «грозный», отблагодарил Степана Парамоновича.

И казнили Степана Калашникова Смертью лютою, позорною; И головушка бесталанная Во крови на плаху покатилася.

В «Песне меня привлекают не только характеры, правдиво воссозданные автором, но и весь строй произведения: язык, ритмичность, особый звуковой ряд. Я люблю перечитывать ее, поражаюсь гениальности Лермонтова, его литературному чутью.


Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа