Образ кавказского пленника в русской литературе

Тема моей работы “Образ кавказского пленника в русской литературе”. Для исследования я выбрала три произведения: поэму А. Пушкина “Кавказский пленник”, рассказ Л. Толстого “Кавказский пленник”, рассказ В. Маканина “Кавказский пленный”. К этой теме я решила обратиться после прочтения рассказа Маканина “Кавказский пленный”. Я вспомнила, что мы читали рассказ “Кавказский пленник” Толстого, и у Пушкина есть поэма с таким названием.

Тема Кавказа актуальна и в наши дни. И мы решили выяснить, как в произведениях

Пушкина, Толстого и Маканина трактуется образ кавказского пленника.
Тема предопределила цели работы:
1. провести анализ текстов художественных произведений
2. сопоставить способы и приемы изображения главного героя
3. выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений.
Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить по названиям рассказов. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой. Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков.

Лев

Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказа послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также был на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновленный красотой Кавказа и рассказами горцев. Маканин пишет о реальных событиях 90-х в Чечне.

Рассказ Маканина – полемика с традициями классической литературы, это проявилось в названии произведения.
В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели разных эпох, направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем же названиям своих произведений, например: “Кавказский пленник” А. Пушкина и “Кавказский пленник” Л. Толстого, “Кавказский пленный” В. Маканина.
В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру “цивилизации”. Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности. Неизменной составляющей Кавказской темы является горный пейзаж: “Пред ним пустынные равнины лежат зеленой пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины… ” – писал Пушкин
“Кавказский пленник” романтическая поэма Пушкина, написанная во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки).

Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его прошлого, но немного о герое мы можем узнать по намекам и недосказаниям. Герой поэмы жестоко разочарован.

Он отправился на Кавказ – край сильных и свободолюбивых людей – обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен.
“Кавказский пленник” Толстого – рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп.

Главный герой – Жилин, его характер соответствует фамилии. Следовательно, делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили.

Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников.
У Маканина главный герой – Рубахин. Фамилия, как и у Толстого говорящая, соответствующая характеру героя: рубаха-парень. Анализируя рассказ, мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны, не только реальной, но и душевной.

Он настолько привык к этому состоянию, что уже не в силах из него выбраться. Отслуживший свое, все время собирается навсегда уехать домой в “степь за Доном”, и каждый раз остается на Кавказе, хочет понять, что же красота гор хотела ему сказать, “зачем окликала”? Его имени мы тоже не знаем.
Маканин интересно обыгрывает название рассказа “Кавказский пленный” а не пленник. По словарю С. И. Ожегова лексическое значение слова “пленный”- взятый в плен, находящийся в плену. “Пленник” – тот, кто пленен кем-чем-либо. В рассказе пленен не только юноша, но и главный герой пленен красотой гор: “который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность”
Как пленники сумели сбежать?
Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает возможность обрести свободу. “Ты волен,- дева говорит,- беги”. Из-за безответной любви гибнет “дева гор”.
Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились. В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта.
Проанализировав взаимоотношения героев произведений, мы можем отметить следующее. У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по службе, но кавказский юноша вызывает смутные и непонятные для Рубахина переживания. Его первая реакция на внешность юноши: “лицо удивило”.

Главный герой только потом понимает почему. Он был очень красив, что было странно: боевики всегда ценили мужественность и жестокость, и такого красавца в свой отряд не взяли бы. В конце Рубахин убивает пленного ради своего спасения.
Сопоставляя героев рассказов, мы видим: толстовский герой хороший товарищ. Он не бросает Костылина в беде, хотя именно из-за него они и попали в плен. Жилин стал симпатичен всему аулу, кроме старика, который ненавидел русских.
У Пушкина герой негативно относится к горцам, и не отвечает на любовь черкешенки, его сердце уже не способно любить.
Таким образом, мы выяснили, что авторы не указывают имен героев, что герои Маканина и Толстого служат на Кавказе, а Пушкинский герой отправился на Кавказ в поисках свободы. У Пушкина и Толстого герои попадают в плен и выбираются из него, а у Маканина герой взял в плен юношу с целью обмена.
Во всех рассмотренных произведениях тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека. У Пушкина и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а у Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота местного пейзажа. “Серые замшелые ущелья.

Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнезда. Но все-таки – горы?! Там и тут теснятся их желтые от солнца вершины.

Горы. Горы. Горы.

Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность…” В “Кавказском пленном” постоянно присутствует фраза Достоевского – “красота спасет мир”, но в рассказе она “не успела спасти”.
Пушкинский герой – романтический. Толстовский хороший друг и товарищ, а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать домой.
Мы провели анализ текстов, способов изображения главного героя и выделили отличительные черты кавказских пленников.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ кавказского пленника в русской литературе