Образ и харатер Илья и Петр Артамонов в романе Дело Артомоновых (Горький А. М.)

В “Деле Артамоновых” история и повседневная, бытовая жизнь неотделимы друг от друга. С первых же строчек мы заворожены узорной русской речью великого художника, знакомящего нас с городом Дремовым и его обитателями. В этой галерее едва ли не каждый тип житейски, психологически колоритен и социально многозначителен.

Сами прозвища этих людей красноречивы: “суконщик Помялов, по прозвищу Вдовый Таракан…” И мы уже чувствуем захолустную дикость, отдаем должное мет-кости простонародных прозвищ, которая так восхищала Гоголя (в “Мертвых

душах”).

Многозначительно и название городка – Дремов…

Один из самых красочных образов, созданных Горьким,- Илья Артамонов, основатель “дела”. И каким большим содержанием исполнен этот образ! Тут и стихийная одаренность русского мужика, несомненные организаторские способности, и энергия неисчерпаемая, и стремительность, торопливость, уже предвещающая XX век (Артамонов и его дети даже на церкви крестятся торопливо). Тут и грубость, дикость “чумазого”, сумевшего сколотить капиталец, но не успевшего приобщиться к цивилизации.

И главное: неизбежный, диктуемый логикой социальных

отношений отход, отрыв этого недавнего крепостного от народной почвы, стихийное движение его мысли в сторону философии господствующих классов с ее презрительным и бездушно-практическим, волюнтаристским отношением к народу (когда городской староста Евсей Баймаков говорит Артамонову: “Лен мужики наши мало сеют”, тот отвечает: “Заставим сеять больше”).

А затем перед нами развертывается жизнь наследника этого энергичного выходца из крестьянской массы – жизнь Петра Артамонова. Психология его исследована художником более скрупулезно, нежели психология Ильи Артамонова. Объясняется это, видимо, двумя обстоятельствами. Во-первых, Горького больше интересовал период, непосредственно предшествующий Октябрю.

Во-вторых, как мы уже знаем, его всегда особенно привлекало исследование духовного мира людей, находящихся в процессе размышлений, исканий, блужданий и еще как бы обретающих свое “я”, а порой и не способных его обрести. Петр Артамонов – воплощение упадка и неуверенности, даже растерянности хозяев. Его история – это история снижения энергии господствующего класса, история его одичания.

Огромный исторический смысл заключается и в том факте, что артамоновский мир уже не является единым, монолитным; от него откалываются, с ним порывают наиболее честные и благородные его элементы. Таким, как сказал бы Горький, “блудным сыном” своего класса оказался представитель третьего поколения Артамоновых – сын Петра Илья. Он унаследовал твердость й решительность своего деда, но эти свойства подчинены у внука совсем иным идеалам – идеалам народным.

“Дело Артамоновых”, если определить его социологически и философски,- это роман о становлении и развитии русского капитализма, о враждебности капитализма духовной культуре народа, об исторической неизбежности упадка, одичания, крушения мира лавочников.

Источники:

    Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.- М.: Дет. лит., 1985.- 686 с., ил., 9 л. ил.Аннотация: В том вошли избранные произведения М. Горького: повести “Детство” И “В людях”, рассказы “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Песня о Соколе”, “Однажды осенью”, “Коновалов”, “Бывшие люди” и др.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ и харатер Илья и Петр Артамонов в романе Дело Артомоновых (Горький А. М.)