Образ и характеристика Инсарова и Елены Стаховой в романе “Накануне”
“Накануне” (1858). По словам самого автора, в основу его романа “положена мысль о необходимости сознательно-героических натур… для того, чтобы дело подвинулось вперед”. Это первый роман, в котором утверждалось героическое начало и в котором центральную роль играл разночинец. Главным действующим лицом “Накануне” стал болгарин Инсаров, посвятивший жизнь освобождению своей родины – Болгарии, которая находилась тогда во власти турок.
В его образе Тургенев выделяет черты нового социально-психологического типа, лишенного
Он готов пожертвовать даже любовью к Елене, так как полагает, что личные чувства могут отвлечь его от намеченной цели.
Это тоже своеобразная проверка любовью, но он-то ее выдерживает. Однако при всей воле, решительности, самоотверженности Инсарова есть в нем и некая сухость, рационализм. Здесь уже намечены некоторые черты, которые более рельефно проявятся у Базарова. Так, Инсаров не признает ни поэзии,
Даже Елена Стахова, воспитанная в “дворянском гнезде”, становится выразительницей сходных настроений, свойственных молодежи нового времени. Она записывает в своем дневнике: “…
У нас вкусы похожи: и он, и я, мы оба стихов не любим, оба не знаем толка в художестве”. И все же Елена была психологически ближе, понятнее Тургеневу, чем ее избранник Инсаров. Дело не только в том, что он не русский.
Писателю не вполне ясен его внутренний мир. Не случайно Тургенев при создании образа Инсарова почти не пользуйся методами психологического анализа.
Фактически в центре романа оказалась Елена, одна из наиболее ярких представительниц явления, которое получило название “тургеневские женщины”. Писатель подробно раскрывает процесс формирования гиней героини.
Для более подробного и убедительного раскрытия внутреннего мира Елены он включает в роман ее дневник. Добролюбов в статье “Когда же придет настоящий день?” именно с Еленой связывал свойственную передовому русскому обществу жажду перемен, стремление посвятить свою жизнь “частью других людей. Что же касается Инсарова, то его участие в национально-освободительной борьбе не могло стать, по мнению Добролюбова, примером и образцом для русских революционеров.
Инсаров говорит: “В Болгарии последний мужик, последний нищий и я – мы желаем одного и того же: у всех одна цель”.
Так проявлялась дорогая для Тургенева мысль о необходимости и для России общенационального единства в общественном движении. Между тем в России слишком различны были интересы помещиков и крестьян; уже сложилась революционная ситуация. Поэтому Добролюбов, вступив в прямую полемику с писателем, доказывал, что задачи русских Инсаровых, русских революционеров значительно труднее и сложнее.
Они должны будут сражаться не с внешними врагами – турками, а с внутренними, то есть самодержавно-крепостническим государством и его защитниками. Тургенев решительно не согласился с такой трактовкой его романа.
Статья Добролюбова послужила непосредственным поводом к расколу в журнале “Современник”, к окончательному размежеванию демократов и либералов.