Образ и характер характеристика Платона Каратаева по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)
Образ Платона Каратаева, изображенный в романе-эпопее «Война и мир», получил неоднозначную оценку исследователей творчества Л. Н. Толстого. В романе он представлен как смиренная натура. В оценке литературоведов Каратаев воспринимается как герой, олицетворяющий пассивность, покорность судьбе и неизбежность «божьего суда». В такой трактовке характер Платона Каратаева скорее отрицателен.
Однако Толстой видел в этом образе более сложную натуру.
Каратаев появляется перед нами впервые в тот момент, когда в горящей Москве бесчинствуют
До своего пленения он исправно нес службу, исполняя свой долг перед Отечеством.
Попав в плен, он стойко переносит все лишения, воспринимая сложившиеся обстоятельства как очередное испытание, выпавшее на его долю.
Анализируя характер Каратаева, мы замечаем в нем очень важное качество —
Рисуя образ своего героя, Толстой остается верен своему художественному принципу несколько раз повторять важные детали. Так, при изучении внешней характеристики Каратаева, мы читаем: «Вся фигура Платона… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые». В другом месте снова звучит усиление повтором: «Лицо, несмотря на мелкие круглые морщины, имело выражение невинности и юности, голос у него был приятный и певучий…». Образ «круглого» Платона Каратаева представлен символично.
Согласно древним представлениям, шар являлся символом завершенности, совершенства. Эпитетом «круглый» автор хотел подчеркнуть исчерпанность и законченность образа, изображая цельную и внутренне гармоничную личность.
В речи Каратаева звучит народная мудрость. Обилие поговорок, которыми он подкрепляет свои слова, повествование о несправедливо осужденном купце — это выражение народного характера, которому свойственна глубокая житейская философия, вера в добро и в то, что справедливость всегда восторжествует, даже если для этого придется пройти долгий путь.
Но Толстой вовсе не стремится к идеализации своего героя, он постоянно подчеркивает естественную природу поступков Каратаева и то, что все, что он делает и говорит, происходит неосознанно, а значит, идет из глубины души.
Платон Каратаев не противопоставлен другим героям, относящимся в романе к представителям низшего сословия, а выполняет схожую с ними функцию: становится средством познания народной жизни. Для Пьера Безухова герой становится выразителем народной жизни, столь далекой от дворянской среды. Каратаев «навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».
Платон Каратаев сыграл важную роль в становлении характера Пьера Безухова, встретившись на его пути в тот момент, когда Пьер особенно нуждался в духовной цельности и гармонии.