Образ и характер сектанта Калинина (Горький А. М.)

Другой герой – Алексей Калинин заинтересовал “проходящего” с первого взгляда – он увидел его впервые в церкви и был удивлен необычным поведением богомольца, в молитвах которого было “ясное отсутствие обычного – рабьего, пугливого отношения к своему богу”. Как личность он оказался значительнее Губина. Будучи лакеем у генерала, Калинин влюбился в его дочь, которая жестоко подшутила над ним. Но в своей обиде на любимую женщину он не опустился до мелкого мщения.

Оскорбленное в нем чувство человеческого достоинства заставило

героя переосмыслить окружающую его жизнь, он понял ничтожность ранее близких ему людей, пустую суетность их существования.

Однако духовный бунт Калинина приводит его к полному отстранению от жизни, заповедью его становится формула “отойди от зла и тем сотворишь благо”. Бунт перерастает в холодное безразличие к людям, человек смыкается в круг пустоты и общественного равнодушия. Как только вырисовывается такой характер поведения героя, “проходящий” (разу теряет к нему интерес.

Но этим не ограничивается его реакция ни подобный тип поведения человека. Рассказ кончается романтически приподнятым,

взволнованным внутренним монологом “проходящего”, который испытывает чувство радости и счастья именно от того, что “с каждым днем все более неисчислимы нити, связующие” его “сердце с миром, и сердце копит что-то, от чего все растет в нем чувство любви к жизни”.

Калинин – сектант-бегун. В другом рассказе – “В ущелье” “проходящий” встречает сектантов-молокан, которые в жизни тоже руководствуются формулой “отыди ото зла, и тем сотворишь благо”. В их поведении также проглядывает замкнутость и равнодушие к судьбе других.

Сектантство было распространенным явлением в России, и Горький не обошел его в воссоздании общей картины Руси, высказав свое резко отрицательное отношение к нему.

Источники:

    Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.- М., Правда, 1986. – 480 с., ил.

    Аннотация:Рассказы, составившие цикл “По Руси”, занимают важное место в творчестве Горького. Русь лредстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.

    В книгу вошла также повесть “Хозяин”. В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ и характер сектанта Калинина (Горький А. М.)