Образ и характер Расси Моска Барбоне в Пармская обитель (Стендаль)

Но пока эта ошибка итальянских натур только намечается. Разделительный признак, по которому располагаются в том или другом стане,- высота или низость душ (Стендаль, как правило, определяет персонажей через эпитет к слову “душа”: “высокая”, “пылкая”, “благородная” – или, напротив, “низкая”, “грязная”, “грубая”). Принц-подлый трус; его любовница маркиза Бальби – отвратительная скареда; глава его полиции Расси, полицейский, судья и палач разом,- холуй из “простых”, терзаемый завистью к своим высокородным

хозяевам, ради выгоды я возвышения он “не постеснялся бы повесить родного отца”; лидер партии “либералов” генерал Конти – болван, карьерист и убийца.

Под стать им и мелкая сошка вроде всеми презираемого тюремного писца Барбоне, который доставляет себе “маленькую радость”, издеваясь над беспомощным арестантом – тот ведь в кандалах, и который к концу по заслугам отправлен Стендалем на виселицу. Дело даже не в том, совершает ли кто-либо из них преступление или нет: они всегда к этому готовы. У них низкие души, потому

что низки их нравственные ценности и причины их поступков.

Каждый из них по неистребимой низменности своих запросов рвется “наверх”. Принц хочет стать королем Ломбардии, Конти – премьер-министром, Расси – получить дворянство и орден. Ироничный (а порой и циничный) Моска, политически и житейски умудренный наблюдатель, за спиной которого угадывается сам Стендаль, Пока, правда, больше склонен объяснить, чем осудить.

Так, принц был, в сущности, неплохим малым, но, приказав когда-то казнить двух вольнодумцев и опасаясь мести, стал трусом, ожесточился и в совершенстве овладел сладким ему искусством терзать своих подданных. Стендаль словно дает понять, что можно и “остаться порядочным человеком, обладая властью, подобно графу Моска, хотя это трудно, но правитель сам лепит свою душу собственными поступками и в ответе за ее неисправимые вывихи, а потому не вправе прибегать к смягчающим вину ссылкам на “положение”. Так или иначе, вся эта мразь сидит наверху, распоряжается судьбами подданных и топчет чужие жизни.

Источники:

    Стендаль Пармская обитель: Роман. /Пер. с фр. Н. Немчиновой; Вступит, статья С. Великовского и А. Резникова; Примеч. Б. Реизова.- М.: Худож. лит., 1982.- 414 с. (Классики и современники. Зарубеж. лит-ра)

    Аннотация: Стендаль (настоящее имя Анри Бейль; 1783-1842) – знаме-нитый французский писатель. “Пармская обитель” – второй после “Красного и черного” роман об эпохе Реставрации. Действие этого остросюжетного произведения* насыщенного сложными перипетиями политической борьбы и резкими поворотами в личных судьбах героев, перенесено-в Италию, столь любимую автором. Книга была высоко оценена Бальзаком, отметившим достоверность и психологическую глубину характеров; она прочно вошла в золотой фонд мировой реалистической классики.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ и характер Расси Моска Барбоне в Пармская обитель (Стендаль)