Образ и характер Павла Силантьева в рассказе В ущелье (Горький А. М.)
Рассказ “В ущелье” сталкивал людей различных жизненных позиций. Интересен с этой точки зрения образ солдата. На первых порах кажется, что это человек высоких патриотических чувств, он все время с гордостью говорит о России, о русском народе.
Но и любовь к России, как обнаруживается в рассказе, может обернуться диким изуверством, если в основе ее лежит не гуманизм, не истинная демократичность, а узкая националистическая замкнутость.
Смутно чувствуя “непорядок” жизни, солдат склонен во всем винить иноверцев. Поэтому он так
В конце концов солдат убивает Силантьева, критические высказывания которого о России вызывают в нем бешеную злобу.
Изображая темные стороны жизни Руси, Горький не забывает своей главной задачи – выявить, живет ли в народе стремление к переустройству жизни на основе каких-то новых человеческих взаимоотношений и есть ли в народе те духовные силы, которые сделали бы возможным это переустройство.
В рассказе “В ущелье” “проходящий” встречает
Его уважение к людям соединено с чувством собственного достоинства: “Кто себя ценит, он и людей ценит… У нас это – редко, чтобы умел человек себя ценить…” Он не только наблюдал жизнь, но и размышлял над нею, в его оценках окружающего много обобщения, он часто говорит “у нас”, “мы”, видя, что отдельные факты жизни выражают какие-то общие ее черты. Силантьев понимает уже, что одного недовольства окружающим мало, поэтому он критичен к своим же собратьям – скитальцам: ” …ходим из стороны в сторону, да всем мешаем бездельники мы и норовим на готовое. Сами-то, значит, ничего того лучше, что есть, не можем сделать, а – подай нам!” В этом образе не просто инстинктивные неоформленные порывы к другой жизни, в рассуждениях Силантьева чувствуется известная зрелость проснувшегося самосознания, понимание необходимости активно содействовать переустройству жизни, но это – тот порог, который перешагнуть он еще не может, не находя себе единомышленников, не представляя возможных путей борьбы со злом.
Впрочем, до такой зрелости не дорос еще и “проходящий”. Но за образом “проходящего” стоит автор, человек большого социально-общественного, революционного опыта. Он-то знает, что жизненная позиция “проходящего” перспективна, его путь – только начало поисков, которые должны увенчаться успехом.
Поэтому искания “проходящего” овеяны лирической и оптимистической тональностью, в то время как в некоторой замкнутости и некоторой таинственности Силантьева – ощущение внутренней растерян-ности. Жизнь Силантьева трагично обрывается. В это время “проходящий” находится в кругу сектантов, которые реагируют на гибель Силантьева так, что “как будто не случилось ничего особенного.,.”.
Для “проходящего” же это глубокая драма не только в самом факте жестокого убийства, бессмысленной гибели человека, но еще и гибели человека, духовно близкого ему.
Источники:
- Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.- М., Правда, 1986. – 480 с., ил.
Аннотация:Рассказы, составившие цикл “По Руси”, занимают важное место в творчестве Горького. Русь лредстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.
В книгу вошла также повесть “Хозяин”. В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.