Образ и характер Павла Силантьева в рассказе В ущелье (Горький А. М.)



Рассказ “В ущелье” сталкивал людей различных жизненных позиций. Интересен с этой точки зрения образ солдата. На первых порах кажется, что это человек высоких патриотических чувств, он все время с гордостью говорит о России, о русском народе.

Но и любовь к России, как обнаруживается в рассказе, может обернуться диким изуверством, если в основе ее лежит не гуманизм, не истинная демократичность, а узкая националистическая замкнутость.

Смутно чувствуя “непорядок” жизни, солдат склонен во всем винить иноверцев. Поэтому он так

хладнокровно рассказывает о зверских расправах с текинцами, он полон неприязни к населению Кавказа, даже яркую местную природу воспринимает враждебно.

В конце концов солдат убивает Силантьева, критические высказывания которого о России вызывают в нем бешеную злобу.

Изображая темные стороны жизни Руси, Горький не забывает своей главной задачи – выявить, живет ли в народе стремление к переустройству жизни на основе каких-то новых человеческих взаимоотношений и есть ли в народе те духовные силы, которые сделали бы возможным это переустройство.

В рассказе “В ущелье” “проходящий” встречает

Павла Силантьева, который близок ему и по душевному складу и по взглядам на жизнь. Скитаясь, как и “проходящий”, по дорогам страны, он видит море народного горя, проникаясь чувством глубокого coстрадания к простым людям. “А мне народ жалко,- говорит он,- бесчисленно много пропадает его зря! Глядишь-глядишь на это – просто беда, брат…” Из слов старика-сектанта, который уже встречался с этим “несогласным”, ясно, что Силантьев в терпении видит зло, в борении – добро.

Его уважение к людям соединено с чувством собственного достоинства: “Кто себя ценит, он и людей ценит… У нас это – редко, чтобы умел человек себя ценить…” Он не только наблюдал жизнь, но и размышлял над нею, в его оценках окружающего много обобщения, он часто говорит “у нас”, “мы”, видя, что отдельные факты жизни выражают какие-то общие ее черты. Силантьев понимает уже, что одного недовольства окружающим мало, поэтому он критичен к своим же собратьям – скитальцам: ” …ходим из стороны в сторону, да всем мешаем бездельники мы и норовим на готовое. Сами-то, значит, ничего того лучше, что есть, не можем сделать, а – подай нам!” В этом образе не просто инстинктивные неоформленные порывы к другой жизни, в рассуждениях Силантьева чувствуется известная зрелость проснувшегося самосознания, понимание необходимости активно содействовать переустройству жизни, но это – тот порог, который перешагнуть он еще не может, не находя себе единомышленников, не представляя возможных путей борьбы со злом.

Впрочем, до такой зрелости не дорос еще и “проходящий”. Но за образом “проходящего” стоит автор, человек большого социально-общественного, революционного опыта. Он-то знает, что жизненная позиция “проходящего” перспективна, его путь – только начало поисков, которые должны увенчаться успехом.

Поэтому искания “проходящего” овеяны лирической и оптимистической тональностью, в то время как в некоторой замкнутости и некоторой таинственности Силантьева – ощущение внутренней растерян-ности. Жизнь Силантьева трагично обрывается. В это время “проходящий” находится в кругу сектантов, которые реагируют на гибель Силантьева так, что “как будто не случилось ничего особенного.,.”.

Для “проходящего” же это глубокая драма не только в самом факте жестокого убийства, бессмысленной гибели человека, но еще и гибели человека, духовно близкого ему.

Источники:

    Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.- М., Правда, 1986. – 480 с., ил.

    Аннотация:Рассказы, составившие цикл “По Руси”, занимают важное место в творчестве Горького. Русь лредстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.

    В книгу вошла также повесть “Хозяин”. В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Образ и характер Павла Силантьева в рассказе В ущелье (Горький А. М.)