Образ и характер Павла Грачевева и Нила (Горький А. М.)
Если в пьесе “На дне” отсутствуют персонажи, связанные с передовыми, прогрессивными силами общества, то в “Мещанах” и “Дачниках”, хотя эти пьесы и не обладают такой яркостью, как “На дне”, мы находим типы людей начала XX века, не удовлетворенных старым порядком жизни, протестующих против него. Таковы представители демократической интеллигенции: Шишкин, Цветаева (в “Мещанах”), Влас, Варвара Михайловна, Мария Львовна (в “Дачниках”). Но самым интересным, исторически значительным образом социального протестанта,
Отнюдь не претендуя на то, чтобы создать законченный образ героя нового времени, революционного пролетария (для этого Горький тогда еще и не был вполне готов духовно, идейно), писатель, как бы в дополнение к лирико-трагическому образу Павла Грачева, проходящего через страшные социальные “университеты” и в мучительных поисках подошедшего к новому мировоззрению, открывает в русской действительности и иной тип передового рабочего.
С Павлом Грачевым Нила роднят страстное отрицание социальной несправедливости
При сходстве или единстве мировоззрений эти люди очень не похожи друг на друга. Перед нами два разных характера. Если у Грачева – художественная натура, которой знакомо и чувство грусти, и то, что Анатоль Франс называл “молчаливыми оргиями раздумья”, то Нил – натура более мажорная и несколько прямолинейная.
Он весь сосредоточен на охватившем его с некоторых пор воинственно-оптимистическом настроении и еще как бы не видит всей сложности исторической и социально-житейской обстановки, не догадывается о том, что пролетарскому революционеру надо уметь изучать действительность в разных ее проявлениях, не только постигать общие идеи, но быть в какой-то мере психологом. Конечно, энергия и бодрость Нила – качества социально ценные. Художественная логика пьесы рождает у читателя ощущение того, что в дальнейшем пока еще несколько неопределенная революционность Нила найдет опору в отчетливой программе, включающей в себя и высокие гуманистические идеалы, характерные для пролетарской революции.
Воспринявший, унаследовавший от позднего Толстого и от Чехова идейно-психологический мотив – “так больше жить нельзя”, Горький сумел придать этому мотиву историческую и социальную конкретность, разглядеть живые силы, призванные изменить действительность. Но Горький этим не ограничился. То общественное настроение, которое он выразил в многообразных, реалистически конкретный формах, писатель воплотил и в синтезирующих, предельно обобщенных, символических формах.
Он сумел в рамках совсем небольшого, крошечного произведения дать как бы квинтэссенцию ожиданий, чаяний и устремлений, волновавших в первые годы XX века передовую Россию.
Мы имеем в виду, конечно, “Песню о Буревестнике”. ослепительно яркие краски (“черная молния”, “синее пламя” и т. п.), смелая и полная исторического смысла романтическая символика (Буревестник как символ неизбежной революции, пингвины как воплощение обывательской робости и т. д.), страстное пророчество о неизбежности бури и не менее страстный призыв “Пусть сильнее грянет буря!” – предельная лаконичность, соединенная с предельной экспрессией,- все это делает “Песню” замечательным памятником мировой революционной поэзии. “Песня о Буревестнике” наряду с “Песней о Соколе” стала классическим выражением того мощного романтического начала, которое естественно и органически вошло в становящееся, формирующееся направление социалистического реализма.
Первую русскую революцию Горький встретил уже будучи “европейски знаменитым писателем”, и притом писателем новой, невиданной формации, в творчестве которого все отчетливей проявлялись элементы нового художественного метода, впоследствии получившего название метода социалистического реализма. Революция дала мощные идейные импульсы Горькому, как бы форсировала его и без того стремительное творческое восхождение. И вот что интересно: она не только заострила способность Горького к социально-политическому анализу, то есть к постижению отношений между классами и всего, что характеризует положение, интересы и позицию каждого из них, но и придала новую глубину горьковскому психологизму.
Источники:
- Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.- М.: Дет. лит., 1985.- 686 с., ил., 9 л. ил.Аннотация: В том вошли избранные произведения М. Горького: повести “Детство” И “В людях”, рассказы “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Песня о Соколе”, “Однажды осенью”, “Коновалов”, “Бывшие люди” и др.