Образ и характер Павла Грачевева и Нила (Горький А. М.)

Если в пьесе “На дне” отсутствуют персонажи, связанные с передовыми, прогрессивными силами общества, то в “Мещанах” и “Дачниках”, хотя эти пьесы и не обладают такой яркостью, как “На дне”, мы находим типы людей начала XX века, не удовлетворенных старым порядком жизни, протестующих против него. Таковы представители демократической интеллигенции: Шишкин, Цветаева (в “Мещанах”), Влас, Варвара Михайловна, Мария Львовна (в “Дачниках”). Но самым интересным, исторически значительным образом социального протестанта,

бросающего вызов старому обществу, является в ранних пьесах Горького образ паровозного машиниста Нила.

Отнюдь не претендуя на то, чтобы создать законченный образ героя нового времени, революционного пролетария (для этого Горький тогда еще и не был вполне готов духовно, идейно), писатель, как бы в дополнение к лирико-трагическому образу Павла Грачева, проходящего через страшные социальные “университеты” и в мучительных поисках подошедшего к новому мировоззрению, открывает в русской действительности и иной тип передового рабочего.

С Павлом Грачевым Нила роднят страстное отрицание социальной несправедливости

и жажд борьбы, еще не подкрепленная, впрочем, конкретной политической программой.

При сходстве или единстве мировоззрений эти люди очень не похожи друг на друга. Перед нами два разных характера. Если у Грачева – художественная натура, которой знакомо и чувство грусти, и то, что Анатоль Франс называл “молчаливыми оргиями раздумья”, то Нил – натура более мажорная и несколько прямолинейная.

Он весь сосредоточен на охватившем его с некоторых пор воинственно-оптимистическом настроении и еще как бы не видит всей сложности исторической и социально-житейской обстановки, не догадывается о том, что пролетарскому революционеру надо уметь изучать действительность в разных ее проявлениях, не только постигать общие идеи, но быть в какой-то мере психологом. Конечно, энергия и бодрость Нила – качества социально ценные. Художественная логика пьесы рождает у читателя ощущение того, что в дальнейшем пока еще несколько неопределенная революционность Нила найдет опору в отчетливой программе, включающей в себя и высокие гуманистические идеалы, характерные для пролетарской революции.

Воспринявший, унаследовавший от позднего Толстого и от Чехова идейно-психологический мотив – “так больше жить нельзя”, Горький сумел придать этому мотиву историческую и социальную конкретность, разглядеть живые силы, призванные изменить действительность. Но Горький этим не ограничился. То общественное настроение, которое он выразил в многообразных, реалистически конкретный формах, писатель воплотил и в синтезирующих, предельно обобщенных, символических формах.

Он сумел в рамках совсем небольшого, крошечного произведения дать как бы квинтэссенцию ожиданий, чаяний и устремлений, волновавших в первые годы XX века передовую Россию.

Мы имеем в виду, конечно, “Песню о Буревестнике”. ослепительно яркие краски (“черная молния”, “синее пламя” и т. п.), смелая и полная исторического смысла романтическая символика (Буревестник как символ неизбежной революции, пингвины как воплощение обывательской робости и т. д.), страстное пророчество о неизбежности бури и не менее страстный призыв “Пусть сильнее грянет буря!” – предельная лаконичность, соединенная с предельной экспрессией,- все это делает “Песню” замечательным памятником мировой революционной поэзии. “Песня о Буревестнике” наряду с “Песней о Соколе” стала классическим выражением того мощного романтического начала, которое естественно и органически вошло в становящееся, формирующееся направление социалистического реализма.

Первую русскую революцию Горький встретил уже будучи “европейски знаменитым писателем”, и притом писателем новой, невиданной формации, в творчестве которого все отчетливей проявлялись элементы нового художественного метода, впоследствии получившего название метода социалистического реализма. Революция дала мощные идейные импульсы Горькому, как бы форсировала его и без того стремительное творческое восхождение. И вот что интересно: она не только заострила способность Горького к социально-политическому анализу, то есть к постижению отношений между классами и всего, что характеризует положение, интересы и позицию каждого из них, но и придала новую глубину горьковскому психологизму.

Источники:

    Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.- М.: Дет. лит., 1985.- 686 с., ил., 9 л. ил.Аннотация: В том вошли избранные произведения М. Горького: повести “Детство” И “В людях”, рассказы “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Песня о Соколе”, “Однажды осенью”, “Коновалов”, “Бывшие люди” и др.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ и характер Павла Грачевева и Нила (Горький А. М.)