Образ и характер Митрофана по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Митрофан.

В буквальном переводе с греческого языка имя Митрофан означает “являющий свою мать”, т. е. похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного “маменькиного сынка”, выросшего и сложившегося в невежественной среде крепостнического поместного дворянства. Крепостное право, домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили, развратили его.

От природы он не лишен хитрости и сообразительности.

Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является мать, и он подлаживается к ней прикидывается

нежно любящим ее сыном (рассказ о сне) или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова.

Умственное развитие Митрофана крайне низко, так как он питает непреодолимое отвращение к труду, к ученью. Сцены его занятий с учительши и экзамена” ярко и полно показывают его умственное убожество, невежество в науках нежелание что-либо понять, усвоить новое. Голубятня, подовые пироги, сладкий сон и праздная жизнь барчука ему куда милее, чем умственные занятия. Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким – к отцу, матери и няньке.

С учителями

он не разговаривает, а “лается”, по выражению Цыфиркина; преданную ему Еремеевну называет “старой хрычовкой”, угрожает ей свирепой расправой: “Уж я те отделаю!” Когда не удалось похищение Софьи, он гневно кричит: “За людей приниматься! Потерявшую и власть, и имение мать, в отчаянии бросившуюся к нему, он грубо отталкивает: “Да отвяжись, матушка, как навязалась. Речь Митрофана полно отражает его характер и отличительные его качества.

Умственное убожество, неразвитость Митрофана сказываются в том, что он не умеет пользоваться словом” связно говорить. Он выражается однословно: Небось, брат. “Кака которая дверь? Все к черту!” В его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных у дворовых: По мне куда велят.

Да того и смотри, что от дядюшки таска”, “Нырну так поминай как звали!

Основной тон его речи – капризный, пренебрежительный, грубоватый гон избалованного “маменькиною сынка”, барчуки, будущего деспота и самодура. Даже с матерью он говорит более чем развязно, а порой и дерзит ей.

Образ Митрофана раскрыт широко и разносторонне: показано его отношение к родителям, к дяде, к учителям, к Еремеевне, его занятия, времяпрепровождение, условия, сформировавшие его характер, причины его отношения к матери в начале и конце комедии. Отношение к нему автора резко отрицательное

Образ Митрофана – образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушки стало нарицательным. Самое слово “недоросль”, означавшее до Фонвизина дворянского подростка, не достигшего 16 лет стало синонимом круглого невежды, ничего не знающего и ничего не желающего знать.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ и характер Митрофана по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)