Образ и характер Мироновых по повести Капитанская дочка (Пушкин А. С.)
“Старинные люди, мой батюшка”. В этих словах, приведенных Пушкиным в качестве эпиграфа к третьей главе, в которой мы знакомимся с семьей Мироновых, дана краткая, но выразительная характеристика стариков Мироновых. “Старинные люди”, Мироновы вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в “офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый”.
Василиса Егоровна изумляется богатству Гринева, не такому уж большому (300 душ), и говорит о своей дочери как о бесприданнице. “Девка
Близость Мироновых к народу сказывается в их быту, в отношении к дуэли как “смертоубийству”, в их доверчивости, добродушии и простосердечии, в радушии и гостеприимстве. Она проявляется и в особенностях их речи. Правда, Иван Кузьмич не речист, зато словоохотливая Василиса Егоровна говорит сочным языком народа, вставляя в свою речь народные пословицы и поговорки: “Стерпится – слюбится”, “Не ты первый, не ты последний”, “На грех мастера нет” и т. п. А ее последние слова звучат, как народное причитание. “Свет ты мой Иван Кузьмич, удалая солдатская
В нравственном отношении Мироновы резко противостоят аристократическому дворянству, которое представлено в повести Швабриным. Чувство долга, офицерской чести живет в душе коменданта. Иван Кузьмич первым выходит против Пугачева и, “изнемогая от раны, собрав последние силы, твердым голосом” отказывается признать в Пугачеве государя, обрекая тем самым себя на виселицу. Василиса Егоровна наотрез отказалась выехать в Оренбург, категорически заявив мужу: “Нечего мне под старость лет расставаться с тобою, искать одинокой могилы на чужой стороне.
Вместе жить, вместе и умирать”.
Но крепостническая действительность с ее нравами, указывает Пушкин, калечит и таких честных и добрых людей, какими являются старики Мироновы. Капитан Миронов, вышедший из народа, гибнет за чуждый народу строй; он, добрый, беззлобный человек, фактически становится противником народа. Об этом говорит допрос комендантом башкирца.
Спокойно и твердо Миронов дает приказание приготовить орудие пытки и встречает пленного словами: “Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах”.
Так изображается Пушкиным трагедия жизни капитана Миронова, вышедшего из народа офицера царской армии.
Вредное влияние крепостнической действительности в известной степени сказывается и на Василисе Егоровне. Она “на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком”. Отводя квартиру Гриневу, она и здесь творит “суд и расправу” над жителями. “Отведи Петра Андреича,- приказывает она уряднику,- к Семену Кузову.
Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород”. А Ивану Игнатьичу приказывает разобрать ссору Прохорова с Устиньей и “обоих наказать”.
Очень полно раскрывается в повести образ “капитанской дочки” – Маши Мироновой. Это простая русская девушка, “лет осьмнадцати”, с самой обыкновенной наружностью: “круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши”. В той обстановке, в которой она росла и воспитывалась, ей неоткуда было получить ни образования, ни умственного развития.
Ее речь – показатель невысокой культуры: “Я так и обмерла”, “Да так… он такой насмешник… он очень мне противен”, “Это меня беспокоило бы страх”.
Она скромна, у нее твердые нравственные устои: несмотря на любовь к Гриневу, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. “Без их благословения не будет тебе счастия”,- говорит она Гриневу. В ее отношениях к людям нет ни тени эгоизма, расчета. Любит она Гринева глубоко и бескорыстно.
Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении Гринева.
К главам, в которых наиболее полно раскрывается образ Маши Мироновой (V, XII), Пушкин берет в качестве эпиграфов цитаты из народных песен, подчеркивая этим высокие душевные качества Маши и ее близость к народу.