Образ и характер Аркадия Павлыча Пеночкина в рассказе Бурмистр (Тургенев И. С.)



Таким же гнусным злодеем и тираном оказывается и другой помещик – Аркадий Павлыч Пеночкин из рассказа “Бурмистр”. По внешнему облику он ничем не похож на старозаветного Мардария Аполлоныча: он молод, был офицером в гвардейском полку и вращался в высшем обществе; он изящен и щеголеват, считается “…одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов… губернии”. Но за этими чертами “культурного” дворянина обнаруживается тот же самовластный крепостник.

Недаром дворовые люди у него смотрят угрюмо, исподлобья:

каждому из них за малейшую неисправность грозит наказание вроде того, что ожидает лакея Федора за неподогретое вино. Выразительно нарисованы его приезд в Шипиловку, когда “тревожное волненье” распространяется по всему селу, и встреча с жалобщиками, которых он, не выслушав как следует, сразу обвиняет в грубости и пьянстве, называет бунтовщиками. Только присутствие постороннего человека заставляет его воздержаться от немедленной расправы с крестьянами, замученными его бурмистром Софроном.

Образ Аркадия Павлыча Пеночкина – один из самых сильных в книге Тургенева по своему обличительному значению.

В. И. Ленин использовал этот образ в борьбе против современных ему дворян-либералов, прикрывавших лживыми фразами о “гуманности” свою крепостническую сущность. В статье “Памяти графа Гейдена” Ленин писал о Пеночкине:

“Перед нами – цивилизованный, образованный помещик, культурный, с мягкими формами обращения, с европейским лоском. Помещик угощает гостя вином и ведет возвышенные разговоры. “Отчего вино не нагрето?” спрашивает он лакея. Лакей молчит и бледнеет.

Помещик звонит и, не повышая голоса, говорит вошедшему слуге: “Насчет Федора распорядиться”.

…Тургеневский помещик тоже “гуманный” человек… по сравнению с Салтычихой, например, настолько гуманен, что не идет сам в конюшню присматривать за тем, хорошо ли распорядились выпороть Федора. Он настолько гуманен, что не заботится о мочении в соленой воде розог, которыми секут Федора. Он, этот помещик, не позволит себе ни ударить, ни выбранить лакея, он только “распоряжается” издали, как образованный человек, в мягких и гуманных формах, без шума, без скандала, без “публичного оказательства…”.

И после выхода в свет “Записок охотника” Тургенев продолжал обличать несправедливость крепостнического строя. В 1852 году, сидя под арестом за статью, посвященную памяти великого сатирика-реалиста Гоголя, он написал рассказ “Муму”. В этом рассказе, известном вам по школьной хрестоматии, ярко изображена печальная судьба немого богатыря, красавца Герасима.

По капризу вздорной и своевольной барыни, его сначала оторвали от родной земли, от близких, а затем лишили и единственной радости, которую внесла в его одинокую жизнь умная и ласковая собачонка Муму. Герасиму особенно тяжело потому, что он, привыкнув покоряться господам, сам, своими руками топит Муму.

Тургенев, сохранивщий на всю жизнь вражду к крепостному праву, и позднее обращался к изображению русской жизни эпохи крепостничества. Глубоко правдивые картины ее он нарисовал и в повести “Пунин и Бабурин” и в другой повести – “Старые портреты”, написанной в 1881 году, за два года до смерти писателя. С искренним сочувствием и душевной болью рассказана в ней трагическая история веселого кучера Ивана Сухих. Добродушнейшее существо, балагур и потешник, искусный плясун, Иван попадает к новому владельцу, человеку жестокому и мучителю.

Он не может примириться со своей горькой участью и, доведенный до крайности, убивает злодея-барина. “Ивана схватили, судили, присудили к кнуту, а потом на каторгу. Попал в рудники веселый, птицеобразный плясун – да и исчез там навеки,..” – такими грустными словами заканчивает Тургенев свой рассказ.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ и характер Аркадия Павлыча Пеночкина в рассказе Бурмистр (Тургенев И. С.)