Образ горянки в главе “Бэла” (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

Читая первую главу романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мы захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке Бэле. Нельзя ответить однозначно, почему Печорин полюбил Бэлу, и любил ли он ее на самом деле? Может быть, он “от скуки” (как признается сам) выбрал девушку, потому что ему надоело “кокетство светских барышень”. А возможно, Печорин ищет чего-то нового, доселе ему неведомого.

Это он находит в сфере горцев, чье обаяние, смелость и гордость подчиняют себе главного героя. Он сам в минуту откровенности

признается в том, что подражание чужому обычаю – страсть для него привычная.
А, может, любовь Печорина к Бэле – это не каприз, а попытка вернуться в мир естественных, искренних чувств? Ведь именно Бэла является примером чувственной стороны жизни. Вот как описывает ее автор: “высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны”.
Этимология имени Бэла не установлено. Среди традиционных мусульманских имен такого имени нет. Существует мнение, что Бэла – кабардинка, дочь кабардинского князя, поэтому Максим Максимыч и Печорин называют ее черкешенкой.
Предлагая Казбичу украсть для него Бэлу, ее
брат Азамат относится к ней как к вещи, которую он обменивает на коня в этом торге. Азамат расхваливает ее достоинства, ценившиеся горцами: красоту, способность к танцам, мастерство в рукоделии.
Максим Максимыч сравнивает Бэлу со скакуном. Это традиционный восточный мотив: сопоставление лошади и женщины.
Печорин и сам не знает, любит ли он Бэлу. Но ведь настоящая любовь – это забота о том, кого любишь, волнение за другого, желание принести радость. Но, как мы видим, Печорин не умеет думать о Бэле. Он занят собой и своими переживаниями.

Герою грустно, одиноко, он нуждается в любви молодого, чистого существа – и добивается этой любви.
Печорин понимает, что разделяет его и Бэлу принадлежность к разным культурам, обычаям, разным религиям, то есть к разным человеческим мирам. И в разговоре с ней он воздействует на ее сознание, устраняя все преграды, обращается к той идее, основа которой лежит в ее воспитании. Печорин развивает здесь идею неизбежности судьбы: “ведь ты знаешь, что рано или поздно должна быть моею”.

Бэла пораженная этой, как бы вновь открытой, но знакомой истиной, покоряется.
Печорин стремится походить на горца в отношениях с Бэлой. Он хвалит ее красоту, дарит подарки, хитростью завоевывает ее доверие. Печорин играет, но делает это так искренне, что его игра становится реальностью.

Он и сам забывает о первоначальном намерении в отношении Бэлы.
А она-то полюбила по-настоящему. Бэла призналась, что “он часто ей грезился во сне, и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления”.
Печорин не различает зла в выборе своих поступков. Похищение Бэлы, которое повлекло за собой гибель ее семьи, вовсе не осознается им как зло. Но он разрушает судьбу и жизнь пленительной горянки.
Бэла умирает от удара кинжалом в спину. В предсмертных сценах она показана не просто как экзотическая красавица, а как существо, глубоко любящее Печорина. В последние свои минуты она задается не свойственными для нее вопросами о вере и душе, трогательно заботится о Григории Александровиче. Смерть девушки не бессознательна, она умирает как глубоко думающий и чувствующий человек, осознавая свой близкий конец, но сохраняя при этом достоинство.

Ведь она – “княжеская дочь, а не раба”.
Умирая, мучаясь от боли, Бэла ни на минуту не забывает о Печорине. Она предана ему до последней минуты. Бэла печалится, что “она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой”.

До последней минуты своей жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти, вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему.
Живя одной любовью, Бэла выглядит перед лицом смерти гордой женщиной, полной человеческого достоинства. Ее душевная жизнь ограничивалась только верой – и эту веру Бэла нарушила во имя любви. Но перед смертью она победила свою любовь.

На предложение Максима Максимыча окрестить ее, героиня ответила, что умрет “в той вере, в какой родилась.” Так состоялась своеобразная душевная победа Бэлы над Печориным.
Зачем вообще введен образ этой девушки-горянки в роман? Это вызвано не только авторским желанием показать равнодушного губителя женских сердец. Женский образ подчеркивает противоречивый душевный мир главного героя, выявляет мотивы поступков и побуждений Печорина.
Изображение короткой жизни героини дает возможность читателю понять скрытые мотивы ее поведения, ощутить психологический склад ее личности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ горянки в главе “Бэла” (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)