Образ главного героя в романе И. А. Гончарова “Обломов”

1. Образ жизни Ильи Ильича,
2. Штольц как антипод Обломова.
3. Что такое обломовщина?
Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни…
Н. А. Добролюбов

Герой романа И. А. Гончарова “Обломов” – тридцатидвухлетний помещик Илья Ильич Обломов, “среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица…”. Как не было идеи в его чертах лица, так и не было ее в его жизни. Когда-то он ежедневно ходил

на службу, но после того как отправил документ вместо Астрахани в Архангельск, уволился.

Его пугали возможные выговоры от начальства. Ранее он думал, что чиновники – это одна семья, а начальник всегда заботится о подчиненном. Он жестоко обманулся, а писать на службе бесконечные бумаги ему надоело.

После увольнения он сначала перестал надевать фрак вместо халата, а потом и бриться. Постепенно лежание на диване стало для этого молодого человека необходимостью, иногда он не вставал с дивана даже для того, чтобы умыться.
Вокруг Обломова кипит жизнь – приходят бывшие коллеги, приятели, люди женятся,

ходят в гости, работают, но Илью Ильича это не волнует. Он не может даже сделать над собой усилие и написать старосте в деревню, чтобы разобраться с долгами или переехать с арендованной квартиры. Обломов “гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, его воображению”. Но этот простор для воображения Илья Ильич тоже никак не использует.

Лишь только загорится чем-то, мгновенно охладевает. Пока он мечтает, его можно хоть обворовать, что и делает ушлый Тарантьев. Свое предназначение Обломов видит в семейном счастье и заботах об имении. Как много планов было построено им лежа на диване!

И как воздушные замки, они рушились, не воплотившись в жизнь. Илья Ильич считает, что его внутренняя жизнь очень богата, но никто этого не видит, лишь друг Андрей Штольц и слуга Захар, который ленив так же, как и его барин, и к тому же лгун.
Герой не в силах решить своих проблем, а все “приятели” пропускают его просьбы мимо ушей, спеша куда-то. Одна надежда у Ильи Ильича – старинный друг Штольц – он может все уладить. Штольц, ровесник и друг Обломова, наполовину немец, наполовину – русский, “добрый бурш”, как называл его отец, был энергичным и деятельным с самого детства.

Это полный антипод главного героя. Выучившись, он работал у отца в пансионе репетитором за жалованье. К тридцати двум годам Андрей успел выйти в отставку, обзавестись домом, заработать капитал.

Этому человеку не нужны советчики, он сам все рассчитает, по-немецки педантично. Поэтому для Обломова он – решение многих проблем. Иногда друг даже может подвигнуть Обломова выйти из дома и разъезжать по гостям целую неделю. Визит врача к Обломову приносит неприятные известия: при таком образе жизни он умрет от удара года через два-три.

Штольц будит у Обломова мысли объехать мир, Илья Ильич полон решимости и сил, воодушевлен как никогда. Но только стоит уехать Андрею, его снова одолевает апатия. Он не уехал за границу, но еще по инерции встает в семь утра, надевает фрак, пишет и читает.
Познакомившись через Штольца с Ольгой Ильинской, Илья Ильич влюбляется. Но после объяснения он решает, что совершил ошибку. Хотя Ольга разубеждает его в этом, равновесие уже нарушено.

Вскоре Обломов снова возвращается к прежнему образу жизни. Он откладывает свадьбу на год, переезжает в квартиру. Ольга видит, что с ним происходит, и они расстаются.

От потрясения у Обломова начинается горячка, и спустя несколько лет мы видим Илью Ильича в прежнем положении – он устраивает Обломовку у себя в квартире. Хозяйка Агафья Матвеевна Пшеницына становится его женой. Ольга же выходит за Штольца.

Через два года Обломов умирает от своего образа жизни.
Так что же такое обломовщина? Ключ к характеру героя нам дает его сон. Ему снится деревня Обломовка, где даже грозы идут по расписанию, а все родственники угощают его, семилетнего, сладостями.

Всеобщий послеобеденный сон валит всех, как болезнь. Никого в Обломовке не тревожат страсти. Жить так уютно. Ее хозяева не обременены ничем.

Даже четырнадцатилетнему барчуку надевает чулки Захар. Обломовка – идеал и норма для Ильи Ильича. И он возвращается к ней.

С ней проще, чем с Ольгой – она не требует от Обломова измениться.
Н. А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина” (1859) назвал главного героя символом крепостнической России. Именно в крепостническом укладе кроются истоки этой болезни, в отсталом технически дворянском хозяйстве, в эксплуатации крестьян. Этот уклад вступает в конфликт с новым обуржуазившимся дворянством.

Добролюбов говорит о таких характерных чертах этого явления, как нравственное рабство, барство, безделье, дармоедство, общественная бесполезность. По мнению критика, Обломов – этот тот же “лишний человек”, только другого возраста и темперамента, последний из них. Автор показал нам эволюцию и деградацию Ильи Ильича, и можно назвать это явление национальным.

Добролюбов определил его как “коренной народный наш тип”. Как ни прискорбно, это путь большинства людей, не имеющих цели в жизни. Иван Александрович Гончаров считает своего героя “воплощением сна, застоя, неподвижности, мертвой жизни, – переползание изо дня в день, в одном лице и одной обстановке, и при этом Обломов вобрал главные черты национального характера, нельзя относиться однозначно к Обломову, в котором воплотились как лучшие, так и худшие стороны национального характера, мы призираем, не приемлем обломовщину (лень, апатия, бездействие), но видим в нем и великодушие, и благородство, и честность, и чистоту”.
Обломова погубила привычка получать желаемое без труда, и он стал более зависим от Захара, чем сам слуга от него, хозяина. У Штольца Обломов просит помощи даже в мелких делах, потому что ничего не может решить самостоятельно. У Обломова изначально было все, чего не было у Штольца, поэтому ему не нужно трудиться, добывая положение в обществе.

В этом герое, по мнению Добролюбова, отражен распад крепостничества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ главного героя в романе И. А. Гончарова “Обломов”