Образ фауста Гете

Иоганн Вольфганг Гете – трагедия “Фауст”. Образ двой­ственной, противоречивой личности создает Гете в трагедии “Фауст”. С самого начала мы видим глубочайшую раздвоен­ность, внутренний конфликт Фауста. Он говорит своему уче­нику Вагнеру:

Но две души живут во мне,

И обе не в ладах друг с другом.

Одна, как страсть любви, пылка И жадно льнет к земле всецело,

Другая вся за облака Так и рванулась бы из тела.

В этом образе поэт воплотил извечную противоречивость человека, борьбу в нем низменного и возвышенного, природ­ного

и духовного начала. Так, герой Гете – личность яркая, незаурядная, это талантливый ученый, пытающийся отыскать истину. Он не удовлетворен окружающей действительностью, своей деятельностью, пытается обрести смысл собственной жизни.

Ради этого он идет даже на сделку с дьяволом, выдер­живает множество испытаний. Однако, испытывая Фауста, Мефистофель невольно способствует духовному развитию героя. Сомнение представляется Гете необходимым элементом жизни.

Дух отрицания не дает человеку “впадать в спячку”, порой пробуждает его лучшие внутренние качества.

Но в то же время Фауст – земной

человек, душою его по­рой владеют страсти. И Гете в этой трагедии открывает нам демоническую природу страсти. Отдаваясь ей, человек уже не может принадлежать самому себе.

Так, противоречивы чув­ства героя к Маргарите (Гретхен). Это и грубое, чувственное влечение, и ощущение “мира и добра”, и порывы возвышен­ной души. Однако Фауст губит жизнь Маргариты, будучи не в силах отказаться от нее.

Так, умирает мать Маргариты (ей дают сильное снотворное), в поединке он смертельно ранит ее брата Валентина. Сама она убивает свою новорожденную дочь, а потом лишается рассудка. Люди осуждают Маргариту на смерть за все ее преступления.

В ночь перед казнью Фауст открывает ее темницу. Но она отказывается бежать. Ее речи полубезумны, правда в них смешана с бредом.

В этой сцене героиня Гете напоминает нам Офелию из шекспировского “Гамлета”. Преступление Маргариты очевидно. Но, остава­ясь верной своей любви, она, по мысли автора, заслужила прощение высшего суда. В финале первой части мы слышим голос: “Спасена!”

Таким образом, в трагедии философскому осмыслению подвергается сама природа человеческой души, сосущество­вание в человеке добра и зла.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ фауста Гете