Образ Евгения Онегина – “лишнего человека”



1. Детство и юность Онегина.
2. Жизнь в деревне.
3. Путешествие и возвращение в Петербург.
В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” образ главного героя дан в развитии. Сначала автор вскользь упоминает о детстве персонажа – вскользь, потому что воспитание Евгения было достаточно типичным для детей дворян, живущих в столице. Писатель весьма подробно перечисляет, в каких сферах его герой имеет определенные познания.

Мы можем сделать вывод, что Онегин получил относительно широкое, хотя и довольно поверхностное образование. Впрочем,

он превосходно умел то, что необходимо в светском обществе:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
В романе нет указаний на то, что в юности Онегин поступал куда-либо на службу. Если об отце Евгения Пушкин пишет “служив отлично-благородно, долгами жил его отец”, то о сыне нет и намека на какую-либо деятельность. Напротив, все, что пишет автор о петербургской жизни своего героя, убеждает в том, что Онегин не занят ничем серьезным – иначе откуда у него масса свободного времени, что ему “поспеть немудрено” на три празднества
в день? Впрочем, в романе есть одно место, которое как будто указывает на то, что герой Пушкина одно время служил по военной части: “Но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец”.

Но даже если Онегин и числился где-то, то, вероятно, при штабе, в серьезных боевых действиях он едва ли принимал участие – по крайней мере автор об этом ничего не говорит.

Зато Пушкин описывает обеды в лучшем петербургском ресторане, посещение театра, неоднократно указывает на то, что его герой тщательно следит за модой – но где же во всем этом личность самого героя? Пожалуй, главной характеристикой Онегина на этом этапе его жизни являются успехи в “науке страсти нежной”, то есть в искусстве любовного обольщения.

Итак, казалось бы, молод, хорош собой, успешен в любовных делах, свободен – Это ли не счастье?
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Скуку, которая охватывает героя романа, ничто не в силах победить. Онегин скучает в свете, любовные проказы больше не веселят его. Чтобы отвлечься, он попытался взяться за литературную деятельность, но “труд упорный” ему оказался “тошен”, и недаром Евгений не был приучен к труду с детства.

Пушкин пишет об Онегине, как о своем приятеле, и упоминает о том, что Евгений готов был вместе с ним отправиться в путешествие. Также автор сравнивает своего героя с Чайльд-Гарольдом, персонажем поэмы Байрона “Паломничество Чайльд-Гарольда”. В самом деле прослеживается определенное сходство между этими персонажами. Пушкин продолжает развивать тему, затронутую английским поэтом.

Чайльд-Гарольд, как и Онегин, провел юность в праздности, в вихре развлечений, но вскоре утра ил к ним интерес и отправился в путешествие. Однако Онегину отправиться в странствие предстоит позже: он внезапно получает наследство и уезжает в деревню.

Период деревенской жизни Онегина – это время наиярчайшего раскрытия его личности, причем как положительных, так и отрицательных качеств. Так, Онегин не скрывает высокомерного пренебрежения к соседям, малообразованным, ограниченным сельским помещикам. Заслышав “их домашни дроги”, он садился на коня и уезжал из дома, отчего и прослыл среди соседей “неучем”. Однако в дружбе с Ленским проявились и весьма достойные качества Онегина:

Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству…
Благородно повел себя Онегин и с Татьяной, которая искренне его полюбила и смело призналась в своих чувствах. Онегин не предпринял попыток воспользоваться доверчивостью и неопытностью девушки, а честно ответил, что не считает себя человеком, способным сделать ее счастливой. Кроме того, он остерег девушку на будущее от слишком непосредственного проявления чувств: “Не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет”. Но в то же время раскрывается и душевная холодность, опустошенность Онегина.

Его не расшевелила чистая, горячая любовь девушки, которую он между прочим отличил из двух сестер: “Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт”, – говорит он Ленскому. Итак, Онегин способен оценить духовное богатство и силу чувств других людей.
Хоть он людей, конечно, знал,
И вообще их презирал, –
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.
Однако это принадлежит к сфере ума: Онегин, несомненно, умен и образован, но чем живет его душа? Он растратил свои чувства на пустяки, и теперь, когда ему встретился человек, достойный настоящей, глубокой любви, Онегин замкнулся в? своей скуке.
Во время жизни в деревне обнаруживается и духовная несвобода Онегина. Он как будто презирает людей и их мнение и слепо воспроизводит старинный ритуал дуэли, хотя между ним и Ленским нет настоящей вражды, напротив, недавно они были друзьями, и все недоразумения, возникшие между ними, легко разрешить без кровопролития:
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
“Ложного” – не это ли ключ к характеру Онегина, к его скуке? Этот человек вполне способен отличить истинные ценности от ложных: он недоволен собой, когда принимает вызов Ленского, так как понимает, что должен был проявить себя “не пылким мальчиком, бойцом, но мужем с честью и умом”. Онегин знает, что есть честь подлинная, а что формальная – ложна. Однако выбор он делает в пользу ложного, мучительно ощущая свою неправоту.

Но, сделав выбор, зачастую назад повернуть невозможно: Ленский убит, и этого ничем не исправишь.
Путешествие Онегина, о котором Пушкин упоминает вскользь – это попытка убежать от угрызений совести, от воспоминаний, от привычного образа жизни, от себя самого. Но эта попытка оказывается тщетной: путешествия надоедают Онегину, так как не устраняют его душевной пустоты, так как они всего лишь “странствия без цели”. Так Пушкин обнажает перед читателями главную причину скуки Онегина – отсутствие цели: Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Внезапная любовь к Татьяне, с которой Онегин встретился в Петербурге, кажется, могла бы стать толчком к духовному перерождению героя пушкинского романа. Но Татьяна замужем, она сделала выбор и относится к нему со всей ответственностью. Онегин когда-то тоже сделал выбор, отказавшись от того, что ему предлагала судьба.

Татьяна потеряна для него — будущее Онегина остается неопределенным, так как роман обрывается. Возможно, автор, оставляя финал открытым, дает понять читателю, что Онегин еще может найти себя, но может так и прожить всю жизнь бесцельно


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ Евгения Онегина – “лишнего человека”